Узоры фронтона из дерева - Подсказки инженера

Узоры фронтона из дерева

Узоры фронтона из дерева

Естественная привлекательность и легкая обработка натуральной древесины позволяет создавать из нее прекрасные деревянные украшения для интерьера и дома. Этот созданный природой, экологичный материал проверен веками и продолжает пользоваться большим спросом в строительстве и быту.
Оригинальная резная шкатулка из дерева

Как украсить фронтон: старые традиции и современные модные тенденции

Почти каждый музейный экспонат имеет чем-нибудь примечательную «биографию». В ней и вся жизнь предмета, годами служившего людям, и история его происхождения, часто уходящая в глубокую древность.В одном из залов музея высоко на стене поместились две деревянные скульптуры загадочных зверей. Мощная выпуклая грудь, лебединая шея, навостренные уши. Выразительны силуэты фигур с величаво склоненными головами. Серебристое дерево со следами мха и лишайников местами будто тронуто золотом. Извивы волокон древесины напоминают узоры вспенившейся волны. В фигурах чудится что-то дремучее, идольское. Вглядевшись, узнаем изображения коней. Они с Севера. Одного привезли из тарногских лесов Вологодской области, другого — с Северной Двины. Каждому более ста лет. Третий охлупень, находящийся теперь в фондах музея, был во время одной из экспедиций на Северную Двину снят с заброшенного, готового рухнуть дома, построенного в 1854 году. Этому коню — 130 лет.Русский Север — край потомственных древоделов. Здесь возводились деревянные храмы и колокольни, удивляющие гармонией пропорций, циклопичностью своих седых бревен. И теперь вологодская и архангельская деревни — это стихия дерева. Почти каждый крестьянин — более чем хороший плотник: умеет и дом срубить, и украсить его.Традиционное украшение — конек на крыше. Мастерски владея топором, северянин вырубает голову и грудь коня из корневища старой лиственницы или ели, плотная смолистая древесина которых стойко сопротивляется времени и невзгодам сурового климата. Тяжелое бревно-охлупень с конем строитель поднимал на крышу избы. Концы тесин кровли плотно входят в желоб, выдолбленный снизу, вдоль всего бревна. А конь над фронтоном как замок закрепляет их и придает прочность всей конструкции покрытия.Двускатные кровли изб часто имеют такую протяженность, что одного охлупня недостаточно. На крыше укрепляют два бревна корневищами в противоположные стороны и каждое получает скульптурную обработку. Один конь глядит на улицу, другой смотрит в поле или в лес за домом.Пластика этой своеобразной скульптуры, в которой скупо выявлены только основные формы, великолепно согласуется с пластикой бревенчатого сруба. Возвышаясь над фронтоном, скульптура завершает композицию фасада избы.В натуре северного строителя-плотника постоянно проявляется художник. В изгибах корней он угадывает очертания конской головы или головы птицы (птицы тоже украшают щипцы кровель, особенно часто на избах по реке Пинеге) и талантливо превращает случайную природную форму в художественно выразительную. Ни один конек не похож на другой, с соседней избы. То он гордый и стремительный, то могучий, богатырский, то маленький, скромный, будничный коник. И птица предстает или в виде утицы, или в образе сказочной царь-птицы с причудливым навершием-короной вместо гребня.Неокрашенное дерево от ветров и дождей постепенно темнеет, покрывается узорами мха. Освещенное солнцем, под светлым северным небом дерево приобретает серебристый оттенок, и скульптура будто парит в воздухе. В дождливую погоду на фоне свинцового неба конь-охлупень рисуется черным грозным силуэтом. В белую ночь конек фантастичен. Коньки живут вместе с природой.Когда входишь в северную деревню и почти с каждой крыши смотрит на тебя такой конь, кажется, что это все стражи домашнего очага, выражающие «душу» дома. Трудно не поддаться обаянию этого сурового впечатляющего искусства. Вначале охватывает странная робость: ведь каждый конь так реален при всей условности образа. На смену ей приходит радость от встречи с творениями талантливых мастеров.Кони украшают не только кровли огромных, словно корабли, северных домов. Конские головки вырезают на изогнутых концах крепких тонких бревен, поддерживающих желоба водостоков, в которые упираются нижние концы тесин кровли. Называются они «курицами». Конскую голову можно увидеть над крыльцом, на крышах амбарчиков, на банях. Миниатюрные и лаконичные конские головки украшают даже двускатные кровельки намогильных столбов и крестов-«голубцов» на старинных погостах по всему русскому Северу, от Карелии до Печоры.Образ коня — один из любимых и древнейших в русском народном искусстве. Он повторяется и во внутреннем убранстве дома, в росписях и скульптурных деталях утвари, в вышивках.В некоторых местностях Севера вошедшего в избу у печи встречает «охраняющий» очаг конь — крутой завиток навершия толстой доски с головой животного (как в сказке, там тоже кобылица «змеем голову свила»). Эту резную плаху, подпирающую шесток, ласково называют «коничек». У стены мы увидим длинную скамью с подлокотниками в виде конских голов, а на столе — ковш или солоницу с конской же головой. И на полотенце, обрамляющем зеркало, может быть вышит конь. На прялках среди травных завитков — то красный, то золотой конь со всадником или в упряжи.Образ коня имеет глубокий смысл. Издавна конь был помощником земледельца и другом ратника. В богатейшем русском фольклоре конь запечатлен как «вещий», «ярый», как прекрасное животное, олицетворение силы, красоты, добра и охранительного начала. Он связывается с древними языческими представлениями славян-земледельцев о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Отражением, отголоском этих древних понятий можно считать обычай окрашивать деревянные игрушки-коники в красный цвет.До сих пор в некоторых местах бывшей Олонецкой губернии сохранились кони-охлупни, соседствующие со знаком солнечного круга, вырезанного на «полотенце» — доске, прикрывающей стык досок у щипца и спускающейся из-под конька.Кони-охлупни северных областей, особенно Вологодской и Архангельской, имеют ярко выраженные особенности монументальной скульптуры.

Коньки украшали избы в Ярославской, Костромской, отчасти в Тверской, Московской, Нижегородской губерниях. В отличие от коньков Севера они вырубались не на концах мощных охлупневых бревен, а на верхних концах причелин, перекрещивающихся над фронтоном. Таким образом возникал легкий, как узор, мотив парных конских головок. Парные коньки на крышах встречаются в Прибалтике, Северной Европе, Швейцарии, Польше, Словакии.Древность происхождения мотива парного конька и вообще образа коня как оберега в декоративном искусстве подтверждается находками археологов на территории нашей страны. В погребениях славянских и угро-финских племен до X-XII веков обнаруживаются гребни с конскими головками, женские украшения, так называемые «коньковые подвески».Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в фольклоре в традиционные поэтические формулы (конь верный, добрый, сказочный Сивка-Бурка, наделенный волшебной силой), а в искусстве — в декоративные образы и мотивы. Для примера можно указать на конские головки в резных навершиях ярославских теремковых прялок и в медных оправах маленьких прялочных зеркал.Конь-охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли еще сохраняется в ряде мест. Нередко возле строящегося дома среди бревен и стружек виден новый охлупень, который вскоре поднимут на крышу и там, рядом с радиоантенной, конь займет свое почетное место. «В нем вся красота дома»,-услышишь иной раз от хозяина. И с этим трудно не согласиться.Сослуживших службу, обветшалых коней сбрасывают. И лежат они на зеленых лужайках за избами, у обочин дорог, на пустырях, постепенно врастая в землю, все такие же гордые и величавые.Музейные работники во время экспедиций стараются собрать эти памятники, сохранить, раскрыть их значение, показать их красоту людям.Творения северных плотников обретают новую жизнь уже в качестве экспонатов, с которыми знакомятся тысячи посетителей Русского музея.«Коньки» на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не для красоты. Конь считался священным животным, связанным со светлыми Богами, и хранил человека от сил зла.В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся «телом», четыре угла — четырьмя «ногами». Иногда вместо деревянного конька укрепляли настоящий лошадиный череп.Охлупень-кони
Скульптурным изображением коня завершается массивное бревно из ствола лиственницы, которым пригнетался тес кровли. Оно вырезалось из огромного корневища дерева.

Северный, большого размера дом имел обычно два охлупня. Их концы нависали над передним и задним фасадами дома. Вплоть до наших дней сохранилась традиция придавать охлупням облик коня, утицы или оленя. В древние времена эта скульптура имела смысл обереги дома. Данный охлупень снят с огромного старинного северного дома, срубленного в середине 19 века. Большая высота дома оправдывала очень обобщенные формы конька. Кажется, что он срублен несколькими очень точными взмахами топора. Конь-охлупень поражал выразительностью горделивого силуэтаОдним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».

Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.

Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.
У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».Интересно, что на Русском Севере встречаются двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу.
Помимо охлупня, традиционно украшались изображениями коней и повалы — выступы нескольких верхних бревен сруба.
Также резные изображения конских голов могли располагаться на верхних концах причелин.В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было «черепное бревно»).

Ближайшие аналогии данной традиции находятся на территории современной Северной Германии, в федеральных землях Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония (ранее называвшаяся Wendland — «земля вендов»), Шлезвиг-Гольштейн, а также в Прибалтике.Одно из ярких описаний коньков на крышах тоже принадлежит перу С. Есенина:
«…музыка и эпос родились у нас вместе через знак древа, – заставляет нас думать об этом не как о случайном факте мифического утверждения, а как о строгом вымеренном представлении наших далеких предков. Свидетельство этому наш не поясненный и не разгаданный никем бытовой орнамент.Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека.Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо.Деревянный дом севера строился конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому вращалось солнце, в своем ежедневном движении от востока к западу, через священную точку полдня на полотенце под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.

Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зерен сыт я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро,
плеском крыл и пением встречая выкатившееся из-за горы лицо солнца, будит своего хозяина».Голубь на князьке крыльца есть знак осенений кротостью. Это слово пахаря входящему. «Кротость веет над домом моим, кто б ты ни был, войди, я рад тебе». Вырезав этого голубя над крыльцом, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: «Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего», — и действительно, только преисполнясь, можно постичь мудрость этих избяных заповедей, скрытых в искусах орнамента.Если б хоть кто-нибудь у нас понял в России это таинство, которое совершает наш бессловесный мужик, тот с глубокой болью почувствовал бы мерзкую клевету на эту мужичью правду всех наших кустарей и их приспешников. Он бы выгнал их, как торгующих из храма, как хулителей на св. духа…».

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтомучеловек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои «хоромы» и одежду.Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и водежде был проведен последовательно один и тот же прин-цип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую „хороминуњ в недоступное для „навийњ убежище всех членов семьи», — пишет академик Б.А. Рыбаков (4, с. 464). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в своюочередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (2, с. 11).Примером тому могут служить архитектурные ансамбли, находящиеся на территории музея «Тальцы». Если посмотреть на избы усадеб: Непомилуева (конец XVIII – начало XIX в., д. Гарманка Братского района), Серышева (вторая половина XIX в., д. Дубинино Нижне-Илимского района), Прокопьева (конец XIX в., д. Зырянова Нижне-Илимского района), усадьбы волостного села (конец XVIII – начало XX в.), то можно видеть одинаковой формы охлупень-конек, имеющий зубчатое строение. На всех избах охлупень четко выделяется на самомщипце крыши. Он массивен, форма его сильно стилизована. Не сразу можно увидеть в нем птицу или коня. Охлупень выполняет главное свое назначение. Для русского человекасамое главное было спасти свои «хоромы» от «мирового зла». Именно поэтому самую высшую точку дома защищают солнечный конь-охлупень и полуденное солнце на «полотенце»,спускающемся под охлупнем на избе усадьбы Прокопьева.Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни»Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.Исключительно важным является наличие точно таких же причелин, с таким же струйчатым узором на избах усадеб, представленных на территории музея «Тальцы». Причелины с волнистым орнаментом мы можем видеть на избах усадеб Прокопьева (конец XIX в.), Зарубина (начало XX в.), дома-одноколка (середина XIX в.), на Спасской проезжей башне Илимского острога (1667), на Казанской церкви (1679), в усадьбе Сотой (конец XVIII – начало XIX в.). Семантика узоров этих причелин дает нам идеограмму воды в виде переплетающихся струй и более устойчивое, удерживающееся с середины XIX века, изображение «женских грудей» в виде повторяющихся простых волн, как на причелинах Казанской церкви и башни Илимского острога, или в виде парных изображений двух грудей, образующих в своей повторяемости волнистый узор, который изображен деревенским мастером на подзорах крыши ворот усадьбы псаломщика, на причелинах фриза домов усадьбы Прокопьева и Сотой.Причелины усадеб музея «Тальцы» конца XVIII – начала XX века показывают оба воплощения идеи небесной воды — и ритмично расположенные по всей причелине «женскиегруди», и парные их изображения. «Домовая резьба XIX века содержит почти все элементы небесно-водяной символики (известные нам по Новгородской резьбе): схематическоеизображение пары женских грудей, зафиксированное находками XIII–XV веков, широко бытует в домовой резьбе Русского Севера» (1, рис. 73, 85, 88).Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набороморнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища;путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.Такое «полотенце» можно увидеть в одной усадьбе музея — усадьбе Прокопьева. Оно находится точно под коньком охлупня, в месте нахождения полуденного солнца. «Полотенце» имеет простой «городковый» орнамент по нижнему краю, солярного знака на нем не изображено. Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.Интересной формой выделяются повалы на всех избах усадеб, находящихся в экспозиции музея «Тальцы». Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба -служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Это мы можем увидеть на избах Непомилуева (конец XVIII – начало XIX в.), Московского (конец XVIII в.), Серышева (вторая половина XIX в.), Сотой (конец XVIII – начало XIX в.). На этих избах повалы имеют почти одинаковый вид стилизованных бегущих лошадок (коней). Не сразу можно увидеть форму коня. Морда коня совсем не натуралистична. Только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.В усадьбе Сотой повалы имеют форму не одного, а двух коней, расположенных друг над другом, как бы бегущих в табуне. В доме-одноколке (середина XIX в.) (усадьба псаломщика) повалы имеют совсем иную форму. В этой усадьбе все декоративное убранство выполнено в одном стиле. И конек, и повалы, и оформление наличников окон вырезаны в виде трехъярусных зубчатых линий. Весь декор избы-одноколка пронизан символикой «небесной влаги» — живоносной воды богини-матери.Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стилебарокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.Наличники изб усадеб музея «Тальцы» несколько выделяются из группы барочных наличников, распространенных по всей Западной и Восточной Сибири. Мы видим барочныеэлементы наличников только на двух избах — Непомилуева и Зарубина.Усадьба Зарубина построена в начале XX века, когда художественная обработка дерева достигла расцвета. Поэтому из всех представленных в экспозиции музея наличников наличники избы Зарубина наиболее отражают характерные для сибирского барокко композиции и элементы.На верхней доске видна архаичная система из трех солярных знаков-кругов, что вполне согласуется с семантическим значением трехчастной экспозиции из трех солнц (утреннее, вечернее, полуденное), описанной исследователями домовой резьбы (Б.А. Рыбаков и др.). Но в то же время по левому и правому краям имеются барочные завитки и верх-ний край доски обработан в виде барочной композиции. В центре доска напоминает «досчатое полотенце» под охлупнем крыши, по бокам сжатое «кудриной». Подоконная доска (нижний край наличника) украшена в виде волнистых линий, символизирующих «небесные хляби» или «грудие росное». В целом орнаментация наличника избы Зарубина не выделяется особо пышной резьбой, присущей избам севера России. Орнаментальные мотивы наличника очень скромны и немногочисленны.


Наличник окна дома Непомилуева, Фото А. Голендеева. 2006 г. Если сравнивать наличники в усадьбах Зарубина (начало XX в.) и Непомилуева (конец XVIII – начало XIX в.), то можно сделать некоторые выводы. Композиции на верхней и нижних досках наличников имеют большое сходство. На наличниках окон избы Непомилуева также имеется трехчастная композиция из солярных знаков, средний круг более крупный, по бокам круги имеют «вытянутый хвост», похожий на архаичные «крины-ростки». По бокам верхней доски наличника тоже имеется два барочных элемента — прорезные дуги. Верхняя часть наличника — трехчастная композиция, напоминающая архаичную «женщину с птицами (конями)».Из сказанного можно заключить, что, скорее всего, наличники избы Непомилуева — это новодел или время их бытования указано не совсем точно.


Коньки на постройках усадьбы Прокопьева, Фото В. Щербина. 2006 г. Наличники других усадеб не имеют декоративной резьбы. Это усадьбы Сотая, Московского, Прокопьева, Серышева. На избах этих усадеб верхний край наличников ровный, прямой, без барочных элементов. Нижняя подоконная доска также прямая, без украшений.Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.Без резьбы строительство традиционного деревянного дома на Руси не считалось завершенным.В деревянном зодчестве резьбой украшались накладные и выступающие элементы фасада: карниз, ставни, полотенца и особенно кровля. Кроме декоративных функций у накладных резных досок было и конкретное утилитарное назначение – предохранять бревна, подверженные быстрому разрушению, от ветра и прямого попадания дождевой воды и снега.Поскольку в те давние времена не существовало специальных пропиток для древесины, использовали лишь доступные методы защиты деревянной конструкции.

Количество фронтонов определяется согласно конструктивным особенностям крыши: их может быть несколько или не быть вообще. По желанию в них делают окна, дополнительно укрепляемые подоконными балками. Дополнительная пароизоляция помогает предотвратить проникновение под фронтон влаги и холодного воздуха. Пленка и утеплитель монтируются с внутренней стороны фронтонных стенок непосредственно перед началом отделочных работ. Избежать скопления конденсата помогут предварительно предусмотренные вентиляционные зазоры.

Экскурс в историю

Появление первых фронтонов датируется временами существования античных Рима и Греции. Античные храмы украшались треугольными ступенчатыми конструкциями непревзойденного вида. Поля строений украшали скульптурные фигуры и барельефы – неотъемлемая часть стиля.Древнеримские видоизмененные фронтоны плавно перекочевали в эпоху Возрождения. Позже для римской архитектуры и архитектуры эпохи Возрождения стало привычным использование фронтонов с наклоненными карнизами, в которых один видоизмененный карниз образовывал внутреннее обрамленное поле, напоминающее часть круга. Единственным отличием стала форма карниза, которая трансформировалась из наклонной в полукруглую.Более поздние времена характеризовались установкой фронтонов не только над фасадом здания, но и над дверными и оконными конструкциями. Такое применение поспособствовало расширению архитектурного разнообразия и дизайна элементов.В современном мире применение фронтона имеет место, хотя пик своей популярности это архитектурное дополнение уже пережило. Сегодня треугольный фронтон можно увидеть на двускатной крыше. Но архитектура не ограничивается одними лишь классическими формами – важнейшими элементами конструкции домов. Существует масса других определений фронтонов в архитектуре зданий.

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Деревянные резные украшения для фасада и крыши дома

Естественная привлекательность и легкая обработка натуральной древесины позволяет создавать из нее прекрасные деревянные украшения для интерьера и дома. Этот созданный природой, экологичный материал проверен веками и продолжает пользоваться большим спросом в строительстве и быту.

Оригинальная резная шкатулка из дерева Вернуться к оглавлению

Резные узоры на фасаде дома

Все чаще даже состоятельные граждане предпочитают более дорогим кирпичным строениям дом из бруса или бревна. И это не только дань моде, дерево — уникальный материал с живой энергетикой. Древесина прекрасно удерживает тепло и создает благоприятный микроклимат в помещении. Вместе с деревянными домами постепенно возвращается и интерес к домовой резьбе.
В старину дома украшались резными элементами не только ради эстетики – каждый узор и орнамент имел свой смысл и служил защитой жилища и семьи от бед, нечисти и дурных людей.
Резьба наносилась на элементы фасада дома: карнизы, декоративные балясины, ставни, наличники, полотенца, столбы и опоры. Сегодня мало кто задумывается о символике резных украшений для домов.

Различные резные украшения на фасадах домовОднако красивые узоры, придуманные старинными мастерами, продолжают жить, обрастая новыми деталями. На помощь современным резчикам по дереву приходят новые технологии и высокоточное оборудование, благодаря которым можно создавать сложные и оригинальные изделия из дерева.

Резной декор для кровли

Верхняя треугольная часть крыши (фронтон) в старину назывался очельем. Именно его украшали декоративной резьбой особенно богато:

  1. Конек кровли. На самом верху деревянные дома часто украшаются деревянными элементами в виде скульптур коня, петуха или птицы.
  2. Причелины. Резные карнизные доски, расположенные на торцах бревен, которые удерживают крышу. Такие доски также называют ветровыми, они не только являются декоративным украшением фронтона, но и закрывают торцы бревен от осадков. Резьба для причелин может быть ажурной или рельефной по дереву. Также нередко используются многослойные элементы, состоящие из нескольких рядов резных досок. Сверху, на месте пересечения причелин, располагается центральный декор, часто это символы солнца, сложные витиеватые узоры или резные розетки и накладки.
  3. Фриз. Резная доска, установленная на карнизе, обычно покрывается симметричным повторяющимся узором, который идентичен или перекликается с рисунком причелин.
  4. Полотенца. Другие названия – сережки, подкрылки. Представляют собой деревянные свесы по бокам карниза. Обычно опускаются ниже основной резной доски фриза и по виду действительно напоминают старинные праздничные полотенца.

Резьба на окнах

Не менее важным элементом украшения домов считаются деревянные резные наличники. С из помощью не только достигается декоративный эффект, но и закрывается щель между оконной коробкой и стеной, а дом лучше защищен от шума и сквозняка.

Пример оригинальной резьбы на окнахРезное оформление окон в старину также имело огромное защитное значение, ведь именно через окна и двери нечистая сила можно проникнуть в дом. Резные обереги со временем превращались в красивейшие орнаменты, которые дошли и до нас.Резной наличник мог иметь достаточно простую конструкцию и состоять из трех, реже четырех досок, на которые наносился несложный повторяющийся узор или орнамент. Более сложное и декоративное обрамление окна включало различные элементы, многослойные резные накладки и детали:

Техника выполнения домовой резьбы

Стили и техники домовой резьбы соединили в себе множество школ, направлений и способов наносить резной орнамент. Деревянные украшения домов могут быть выполнены следующими способами:

  1. Глухая рельефная. Рисунки и узоры данной техники имеют высокий рельеф и сплошной фон. Это могут быть простые геометрические орнаменты, растительные мотивы или целые картины и композиции. Глухой рельефный узор чаще всего можно увидеть на створках окон и наличниках, его наносят на торцевые и карнизные доски.
  2. Прорезная ажурная. Также имеет другие названия — кружевная, пропильная или сквозная. Очень эффектная и распространенная техника резьбы. Она требует минимум инструментов, знаний и времени. Нанесенный на доски узор выпиливается насквозь лобзиком, пилой, резьба ручным фрезером. Эскизы для выпиливания резных узоров на окна
Кружевные узоры можно увидеть в качестве украшения окон, фронтонов, карнизов, над дверями и крыльцом. Резные элементы использовались как накладные украшения на глухие стены фасада или доски наличников. Еще один подвид пропильной техники – многослойная резьба. Доски со сквозными узорами накладываются друг на друга, при этом получается имитации глухой резьбы.
  • Объемная скульптурная резьба. Самый сложный тип резьбы в виде различных объемных фигур. Декоративными скульптурными деталями украшался конек крыши. Объемные фигуры вырезались над дверью и окнами, на столбах подпирающих крыльцо или перила.
  • Какую древесину использовать для домовой резьбы

    Самой распространенной, а в северо-западных регионах лучшей, считается сосна. Достаточно прочная и удобная в обработке она хорошо подходит для изготовления резных украшений для фасада дома.

    Украшение резными элементами фасада домаНеокрашенная сосна со временем становится светло-желтой, почти медовой. Осина со стародавних времен ценилась как хороший поделочный материал. Она имеет мягкую податливую структуру, слабо усыхает, устойчива к растрескиванию. С возрастом осиновые деревянные украшения приобретают серый стальной блеск, который можно принять за металл.Пластична, мягка и очень удобна для резьбы липа. Ровная светлая древесина липы однородна и хорошо подходит для рельефной резьбы. Однако мягкость и пористость волокон делают липу недолговечной и требовательной к уходу.

    Дуб очень прочный и долговечный материал, но он очень дорог и труден обработке из-за жесткой и плотной древесины. Лиственница также прочный и твердый сорт древесины, но для изготовления резных украшений использует редко, так как липа легко раскалывается.
    Вернуться к оглавлению

    Резной декор в современном интерьере

    Богатые художественные традиции резьбы по дереву нашли воплощение в современном дизайне и оформлении интерьера. Украшения из резного дерева наиболее востребованы в классических стилях (барокко, ампир). Также деревянные элементы декора характерны для этно стиля (африканского, восточного, японского или марокканского).Древесина будет уместно смотреться в любом месте дома, а благодаря безопасности и натуральному происхождению деревянные украшения и мебель можно использовать в спальнях и детских комнатах.

    Резные элементы интерьера

    Деревянные украшения используются в следующей отделке интерьера:

    1. Лестницы. Резные балясины и перила из дерева сделают интерьер утонченным и роскошным.
    2. Деревянные консоли. Опорно-декоративный элемент для украшения колонн, стен, потолка, каминов, мебельных полок.
    3. Частный дом с колоннами и пилястрами. Поддерживающие элементы из дерева на сегодняшний день имеют декоративное значение и используются для украшения интерьера и для придания помещению визуальной высоты. На колоннах часто можно увидеть элементы скульптурной или рельефной резьбы.
    4. Розетки. Деревянные розетки используются для резного декора мебели, декорирования потолков и многого другого. Розетка представляет собой симметричную деталь круглой, квадратной, многоугольной формы с выраженным центром. С их помощью маскируют стыки наличников, украшают камины, стены, рамы и панно.

    Различные узоры резных деревянных розеток

  • Наличники – резные наличники для окон и дверей используют для оформления интерьера внутри помещения. Также рамами из дерева окантовываются зеркала, картины, настенные панно.
  • Багеты, карнизы, уголки, плинтус. Эти декоративные детали сделают интерьер эксклюзивным и богатым, придают стилистическую законченность помещению.
  • Фризы. Резные орнаменты используются для обрамления стен, потолков, для украшения мебели.
  • Выбор древесины

    Каждый сорт дерева имеет свои неповторимые качества: цвет, текстуру, рисунок, особенности обработки.
    1. Липа. Самая востребованная древесина для резьбы – мягкая и податливая. На липе можно вырезать самый тонкий выразительный узор, изготовить небольшие украшения тонкой работы.
    2. Дуб. Очень долговечный и прочный. Обработка такой древесины сложна и полученные изделия дороги. Массивная добротная мебель из дуба – предмет роскоши и незыблемости.
    3. Береза. Хороший материал для резных изделий, используется для создания накладных деталей, статуэток и сувениров.
    4. Орех. Твердая древесина с универсальным применением – от мелких поделок до мебели. Орех хорошо полируется и достаточно хорошо поддается обработке.

    Резные ложки из ореха

  • Груша. Дерево ценно тем, что практически не склонно к появлению трещин и деформаций.
  • Ольха. Привлекательна благородным темным цветом древесины от красноватого до черного.
  • Древесина хвойных пород (тис, сосна, ель, или кедр). Хороший материал для создания массивных элементов интерьера, а также накладных деталей и погонажных изделий: наличников, плинтусов, карнизов.
  • Древесина живой материал и деревянные украшения как внутри, так и снаружи дома нуждаются в уходе.

    Различные резные изделия из дереваНеобходимо деревянный дом и резные детали обработать антисептиками от влаги и насекомых. Внутри помещения важно следить за влажностью. Очень сухой воздух может привести к растрескиванию деревянных изделий. Также использование различных декоративных средств – лаков, морилок не только защитят поверхность древесины от внешних воздействий, но и подчеркнут ее природную красоту и неповторимость.

    • Шаг 1. Готовые шаблоны из бумаги вырезаем и прикладываем на подготовленную доску. Высверливаем отверстия в заготовке.
    • Шаг 2. Заготовку зафиксируйте очень осторожно, чтобы не заезжать в паз и не делать крутых поворотов.
    • Шаг 3. Все круглые места и небольшие отверстия на доске лучше сделайте перьевым сверлом или фрезой. Учтите, если срежете лишнее, то испортите.
    • Шаг 4. Теперь накладку для домовой резьбы подрежьте, отшлифуйте, и покройте лаком.
    • Шаг 5. Если вы опытный плотник, или легко справились с предыдущим заданием, тогда можете отрезать эти элементы еще по торцам, чтобы получился объемный узор.

    Фронтоны деревянных домов, их устройство и эксплуатация

    Часть фасада дома, которая ограничена скатами кровли и карнизом, называется фронтоном. Если неправильно сделать этот элемент, то начнётся его деформация, что вызовет появление трещин и нарушение целостности конструкции. В результате крыша будет ненадежно защищена, что приведёт к снижению срока службы всего здания. Кроме защитной функции фронтон также украшает деревянный дом, поэтому его надо оригинально и красиво оформить.

    Устройство фронтонов в деревянном доме

    В зависимости от конструкции крыши в доме будет отличаться и геометрическая форма фронтона. Существуют такие виды фронтонов деревянного дома:

    • килевидный (его ещё называют резным) — обычно он украшает исторические памятники;Килевидные фронтоны встречаются на исторических памятниках и сейчас используются редко
    • циркульный или лучковый;Лучковый фронтон имеет вид перевёрнутого лука
    • полуфронтон (другое название — разорванный фронтон). В этом случае конструкция опирается на колонны или прерывается горизонтальным карнизом, а в полученное пространство помещают декоративные украшения;В разорванном фронтоне конструкция прерывается, а в место разрыва добавляются декоративные элементы
    • самцовый — этот вариант используется при создании срубов, такой фронтон является продолжением стены;Самцовый фронтон является продолжением стены бревенчатого дома
    • трапециевидный — из названия понятно, что он имеет вид трапеции;Трапецевидный фронтон используется на зданиях с полувальмовыми крышами
    • пятиугольный — конструкция состоит из сложенных треугольника и трапеции. Так как площадь у такого фронтона довольно большая, то надо делать усиленный каркас;Пятиугольный фронтон имеет большую площадь, поэтому для него делают усиленный каркас
    • ступенчатый — конструкция имеет вид ступеней, создающих вид лестницы, по которой можно взобраться на самый верх крыши;Ступенчатый фронтон имеет сложную форму в виде ступеней
    • треугольный — такие фронтоны чаще всего устраиваются на двускатных крышах и имеют вид равнобедренного треугольника.Треугольный фронтон является самым простым и распространённым вариантом при устройстве загородного дома
    Кроме отличий по внешнему виду фронтоны могут сооружаться с окнами или без. Обычно окна располагаются на фасадной стороне дома, а тот фронтон, которых обращён на север или во двор, делают глухим.Высота и устройство фронтона определяются проектом здания. Однако независимо от конструкции фронтона он должен соответствовать основным критериям, при несоблюдении которых сложно обеспечить необходимую надёжность:

    1. Долговечность. Так как этот элемент дома постоянно повергается негативному воздействию внешних факторов, таких как ветровые нагрузки, перепады температуры, атмосферные осадки, солнечное излучение, он должен сохранять свои свойства на протяжении многих лет. Чтобы это обеспечить, все деревянные элементы надо обязательно обрабатывать огне- и биозащитными препаратами.
    2. Несущая способность. Часто при создании деревянного дома фронтон является опорой для стропильной системы, поэтому для обеспечения необходимой прочности конструкцию надо дополнительно усиливать. Сделать это можно несколькими способами, но чаще всего по периметру создают металлический каркас или возводят осевую стену.
    3. Точность размеров. При возведении фронтонов надо, чтобы с обеих сторон дома они имели абсолютно одинаковые размеры. Если это условие не выполнить, то получится неровная стропильная система и, соответственно, перекошенная крыша. Чтобы исправить эту ошибку, понадобится дополнительное время и средства, поэтому сразу надо всё делать точно и аккуратно.
    4. Оптимальная высота. Она важна, когда будет создаваться мансардный этаж. Необходимо, чтобы потолок не был низким, иначе в помещении будет неуютно и неудобно находиться. Но учтите, что при увеличении высоты фронтона увеличивается и парусность крыши. В этом случае надо найти золотую середину.Угол наклона скатов кровли выбирается в результате компромисса между высотой мансардного помещения и устойчивостью крыши к ветровым нагрузкам
    На этапе создания дома надо вычислить приблизительный вес фронтона и учитывать эту величину при расчёте прочности фундамента.В деревянном доме для строительства фронтонов обычно используют бревна, брус, обрезную доску, деревянную вагонку или блок-хаус. Отделку можно сделать и виниловым сайдингом, облицовочными ПВХ-панелями или профнастилом, но они не очень хорошо будут сочетаться с деревянным зданием.Если высота фронтона будет превышать высоту нижней части дома, то крыша будет создавать эффект подавления. В том случае когда высота фронтона значительно меньше, здание покажется излишне плоским. Идеальным считается случай, когда высоты фронтона и дома совпадают.

    Фронтонный свес

    Для защиты фронтона от косого дождя создаётся такая конструкция, как козырёк или свес. Это выступающий элемент крыши, который обрамляет по сторонам фронтон и переходит в карниз. Нет чётких норм ширины такого свеса, но обычно она составляет 40–70 см. Чем больше ширина фронтонного свеса, тем лучше он будет защищать отделочный материал, но надо не переусердствовать, иначе этот элемент будет некрасиво выглядеть на общем фоне дома.

    Фронтонный свес обеспечивает дополнительную защиту фронтона от дождя, снега и ветра, но его размеры должны соответствовать внешнему виду домаФронтонный свес можно сделать двумя способами:

    1. За счёт удлинения обрешётки. Её выводят за торцы стен, из-за чего и получается свес необходимой ширины. Такое решение возможно, когда в качестве кровельного материала используется битумная черепица, еврошифер или мягкая кровля, так как они имеют небольшой вес. Ширина свеса может составлять 40–50 см, если надо получить больший размер, то используется другой вариант.
    2. За счёт стропильной системы. Во время укладки мауэрлата делают его вынос за пределы дома на необходимую длину. На него устанавливаются стропильные ноги. Это более сложный вариант, но он позволяет делать фронтонный свес шириной 40–70 см, а если надо, то и больше. При этом он будет прочным и сможет выдержать вес тяжёлых кровельных материалов.
    Для защиты свеса с внутренней стороны его обязательно подшивают — специалисты рекомендуют использовать для этого софиты с перфорацией, которые не препятствуют проникновению воздуха в подкровельное пространство.

    Утепление фронтона деревянного дома

    Особенностью деревянного дома является то, что он имеет хорошую теплоёмкость, поэтому в помещении поддерживаются оптимальные условия для человека. Утеплять такие здания рекомендуется только снаружи, это касается и такого элемента, как фронтон.Если чердак деревянного дома используется как мансардное жилое помещение, то для его утепления необходимо использовать следующую схему:

    1. Внутри помещения используются такие отделочные материалы, как ДСП, гипсокартон, ОСП или вагонка.
    2. Под внутренней отделкой находится пароизоляционная плёнка, которая защищает утеплитель от намокания из-за проникновения в него тёплого и влажного воздуха из мансарды.
    3. Пароизоляция и внутренняя отделка крепятся на каркас из деревянных балок или металлических профилей, ширина которых должна соответствовать толщине утеплителя. Шаг между стойками должен быть чуть меньше ширины плиты утеплителя.Каркас фронтона состоит из вертикальных стоек шириной, равной толщине утеплительного слоя, установленных с шагом, рассчитанным на размеры плит утеплителя
    4. Слой теплоизоляционного материала закладывается в промежутки между стойками каркаса. Он должен иметь толщину 50–150 мм, это зависит от климатических условий. Обычно используется минеральная вата, но применяется также и пенопласт, пенополиуретан, льняные плиты, полиэфир, эковата и т. д.Для утепления фронтона используют пенопласт, минеральную вату и другие теплоизоляционные материалы
    5. Поверх утеплителя со стороны улицы набивается ветрозащитная плёнка. Фасадные материалы не могут обеспечить полную герметичность и надёжно защитить стену от ветровых нагрузок, которым подвергается фронтон, поэтому исключать ветрозащитную мембрану нельзя.
    6. Между ветрозащитной плёнкой и внешней отделкой устраивается вентиляционный зазор, благодаря которому происходит удаление влаги из внутреннего пространства каркаса.
    7. Внешняя отделка фронтона монтируется на каркас поверх ветрозащиты. Обычно используется вагонка, блокхаус или имитация бруса.Для внешней обшивки фронтона деревянного дома обычно используется вагонка, блок-хаус или фальш-брус
    Хотя конструкция такого пирога может показаться сложной, но даже при низких температурах теплопотери будут минимальными, поэтому конденсат образовываться не будет. Если температура в вашей местности зимой опускается ниже 30 oC, то для обеспечения теплоизоляции фронтона и других элементов рекомендуется делать двойное утепление. После первого слоя утеплителя монтируются обшивочные доски, потом укладывают ещё один слой, ветрозащиту и отделочный материал.

    Видео: утепление стен и фронтона деревянного дома

    Покраска фронтона деревянного дома

    Есть много фасадных материалов, которыми можно обшить фронтон, но их стоимость довольно высока, к тому же они требуют много времени для монтажа. Намного дешевле и проще покрасить фронтон, после чего он приобретёт оригинальный и красивый вид. Кроме фронтона надо окрашивать карниз и ветровую доску, так как эти элементы также должны быть надёжно защищены от негативного воздействия внешних факторов.Краска для фронтона имеет как декоративную, так и защитную функцию, поэтому она должна обладать следующими свойствами:
    • защищать поверхность от воздействия атмосферных осадков;
    • быть устойчивой к воздействию солнечных лучей;
    • позволять очищать окрашенную поверхность без потери её внешнего вида и цвета;
    • не содержать компонентов, разрушающих деревянные элементы.
    К краске для фронтона предъявляются довольно высокие требования. Современная промышленность предлагает несколько видов растворимых красок для обработки деревянных фронтонов, отличающиеся типом используемого растворителя.
    1. Органорастворимые. Эти краски обладают высокой устойчивостью к негативному воздействию атмосферных осадков. Они не боятся низких температур, но имеют низкую паропроницаемость.
    2. Водорастворимые. Имеют хорошую укрывистость и экологичность, но не могут использоваться при температуре менее 5 oC.
    Кроме растворимых могут использовать вододисперсные краски. Их отличие в том, что основные компоненты представлены в виде мельчайших частиц, растворённых в воде. Такие краски быстро сохнут и практически не имеют запаха. По типу связующего вещества они делятся на:

    1. Виниловые. Связующим веществом в них выступает поливинилацетат или сополимер винилацетата.
    2. Акриловые (иногда их называют акрилатными). Связующим веществом является сополимер акрилатов.
    3. Силиконовые. Роль связующего вещества в этом типе красок играют силиконовые смолы.Силиконовые краски имеют смолы в качестве связующего, поэтому они образуют прочное влагозащитное покрытие, позволяющее древесине «дышать»
    Можно использовать и покрывные антисептики. Они позволяют надёжно защитить деревянную поверхность от влаги и плесени. Существуют лессирующие и покрывные антисептики. Первые являются полупрозрачными и позволяют сохранить рисунок дерева, вторые полностью его укрывают и оставляют только рельеф. Можно использовать такие лессирующие антисептики, как «Пинотекс», «Тикуррила», «Белинка» и другие.Кроме атмосферных осадков на внешний вид покрашенной древесины негативно влияет и пыль. Краски, которая не загрязняется совсем, нет, но есть покрытия, не впитывающие пыль. Для этого в их состав добавляются керамические и тефлоновые частицы. Примером таких изделий могут служить краски Tex-Color Kerapoint или Kalekim Protekta. Во время окрашивания на их поверхности образуется гидрофобная плёнка, которая отталкивает влагу, пыль и грязь.Необходимо знать, что гидрофобные свойства краски проявляются не сразу, а нарастают и стабилизируются при нормальной влажности только через 28 дней.Отличные гидрофобные характеристики имеют силиконовые краски, также хорошими показателями обладают силикатные и акриловые покрытия, которые модифицированы силиконовыми полимерами. С глянцевых красок грязь смывается лучше, чем с матовых. Их высокая паропроницаемость является важным показателем, потому что они позволяют пару выходить наружу и дают возможность дому «дышать».

    Процесс окраски нового фронтона

    Если раньше деревянный фронтон не окрашивался, то подготовка поверхности выполняется просто:

    1. Осмотр. Если на поверхности есть смола, то её удаляют, а затем очищенное место покрывается лаком для сучков, например, «Оксалакка». Шляпки крепёжных элементов покрывают антикоррозионной грунтовкой по металлу «Ростекс-супер» или любой другой.Выполняется осмотр фронтона, удаляется смола, загрязнения, шляпки гвоздей покрывают грунтовкой по металлу
    2. Обработка поражённых участков. Если на деревянной поверхности появилась плесень или синева, то её надо обязательно обработать отбеливателями, например, «Сагус», «Фоггифлюид», «Сенеж» и т. д. После этого фронтон надо хорошо промыть водой.При наличие плесени или синевы древесину надо обработать специальными отбеливателями
    3. Зашкуривание. Необходимо обработать фронтон наждачной бумагой, проще для этого использовать болгарку или шлифовальную машинку.Зашкуривать поверхность проще при помощи шлифмашинки или болгарки
    4. Очистка поверхности. Осталось очистить поверхность от пыли и можно приступать к её покраске.
    Процесс покраски выполняется в следующей последовательности:

    1. Грунтовка поверхности. Этот процесс надо обязательно выполнять, так как грунтовка позволяет более качественно нанести краску и увеличить срок её службы. Для этих целей используется акриловая грунтовка. Грунтовать надо в два слоя, причём второй слой можно наносить только после полного высыхания первого.Грунтовка фронтона наносится в два слоя с обязательным перерывом на высыхание
    2. Покраска. Этот этап можно начинать только после высыхания грунтовки. Для нанесения краски можно использовать кисть или валик (проще работать и меньший расход), можно выполнить работу и при помощи краскопульта. Чтобы не образовывались подтёки, работу начинают с верхней точки фронтона и постепенно движутся вниз.
    При расчёте необходимого количества краски учитывается площадь фронтонов и средний расход материала, узнать который можно на его упаковке. Площадь умножают на расход и на количество слоёв (их должно быть минимум два) и получают необходимый объём краски.
    Видео: как покрасить дом снаружи

    Украшение фронтона деревянного дома

    Для украшения современного деревянного дома обычно используют его декорирование имитацией бруса или резьбу. Отделка фронтона резьбовыми украшениями более привлекательна, но стоимость её выше. Можно использовать полиуретановую лепнину, но она лучше сочетается с оштукатуренными поверхностями.Перед оформлением фронтона надо определиться с его стилем. Можно всё сделать в викторианском стиле, который был очень популярен во время правления Елизаветы. В барельефах, выполненных в восточном стиле, всегда вырезают большое количество растительности и животных. Здесь обычно используются разные породы дерева, которые не рекомендуется ничем покрывать. Большой популярностью пользуется русский стиль. Резные элементы, обработанные специальными пропитками, будут украшать дом не одно десятилетие.

    При украшении фронтона в русском стиле используются наличники, фризы и ветровые доски с традиционными узорами и орнаментамиВместо деревянных резных элементов можно использовать изделия из других материалов:

    • пластиковые элементы. Они имеют высокую прочность и долговечность, а их недостаток в том, что кто-то из соседей может приобрести такое же украшение и лишить ваш дом присущей ему индивидуальности;
    • металлические ажурные украшения. Они также довольно прочные, быстро монтируются, долго служат, но имеют большой вес, поэтому если ветер их сорвёт, они могут повредить дом или травмировать людей.

    Украшение фронтона узорами из дерева

    Деревянный дом выгодно отличается на фоне кирпичных или бетонных строений. Дерево всегда остаётся в моде. Одним из самых распространённых и красивых способов декоративной отделки фронтона и фасада дома является резьба. В старину резьбовой орнамент не только украшал дом, каждый его элемент имел своё значение и защищал жилище и его обитателей от беды и нечисти.Древесина легко поддаётся обработке, поэтому мастера могут создавать уникальные резьбовые украшения. Обычно фронтон собирают на земле, украшают его резьбой, а потом монтируют на дом. Резьбой украшаются такие элементы, как конёк, ветровые доски, карниз, а также центральная часть фронтона. Современные мастера используют для своей работы не только старинные орнаменты, но и современные технологии. Деревянные резные украшения фронтона могут быть выполнены несколькими способами:

    1. Глухая рельефная резка. В этом случае рисунок имеет сплошной фон и высокий рельеф. Чаще всего его наносят на карнизные и ветровые доски. Орнамент может состоять из геометрических фигур, цветов, растений, на протяжённых поверхностях могут быть размещены целые картины и композиции.Глухая рельефная резка требует высокой квалификации и может выполняться только профессионалами
    2. Прорезная ажурная резьба. Этот вид ещё называют сквозной или кружевной резьбой. Это довольно распространённая техника, а узоры, выполняемы с её помощью, имеют эффектный вид. Делать её несложно, с работой может справиться даже начинающий мастер. На доску наносится узор, после чего он насквозь выпиливается ручным фрезером, электролобзиком или пилкой. Такие накладные элементы используют для украшения глухих стен, в том числе и фронтонов. Используется и многослойная резьба, когда доски с узорами накладывают друг на друга для имитирования глухой резьбы.Украсить фронтон прорезной ажурной резьбой может практически любой хозяин дома, т. к. она делается довольно просто
    3. Скульптурная резьба. Это самый сложный способ, справиться с которым может только опытный мастер. Объёмные деревянные фигуры используются для украшения конька, карниза и других элементов деревянного дома.Для украшения фронтона можно использовать сочетание скульптурных фигур с элементами прорезной или глухой резьбы

    Выбор материалов

    Для выполнения резьбы можно использовать материалы из следующих пород дерева:
    1. Сосна. Она используется чаще всего, так как её древесина обладает достаточной прочностью и удобна в обработке.
    2. Осина. Она не трескается, довольно мягкая и мало усыхает. Со временем неокрашенные осиновые элементы приобретают стальной блеск и становятся похожими на металл.
    3. Липа. Обладает хорошей пластичностью и мягкостью, но слишком пористая. Чтобы обеспечить длительный срок службы на открытом воздухе, элементы из липы надо хорошо защищать и правильно за ними ухаживать.
    4. Дуб. Имеет высокую прочность и долговечность, но очень твёрдый, поэтому работать с ним сложно.
    5. Лиственница. Тоже имеет высокую прочность, но для резьбы используется редко, так как легко растрескивается.
    Видео: фрезерование узоров для фронтона дома
    При создании фронтона деревянного дома надо позаботиться о том, чтобы он не только привлекательно выглядел, но и сохранял свои эксплуатационные характеристики на протяжении многих лет. Чтобы обеспечить максимальный срок службы деревянных элементов, надо периодически проводить их осмотр и при необходимости делать ремонт. Регулярное обновление лакокрасочного покрытия или лессирующего антисептика позволит фронтону и другим элементам деревянного дома выглядеть привлекательно и надёжно служить на протяжении многих лет.
    • Автор: Полищук Руслан
    • Распечатать
    Для любых предложений по сайту: [email protected]