Поэтапная работа по кровле коньковой крыши железного гаража. - Подсказки инженера

Поэтапная работа по кровле коньковой крыши железного гаража.

Поэтапная работа по кровле /коньковой/ крыши железного гаража.

Выберите для Вашего типа крыши подходящий кровельный материал.

Крыша на гараж своими руками

Один из важных этапов строительства гаража – возведение крыши, нередко вызывает массу вопросов. Что выбрать: чердачную или плоскую кровлю, красный профнастил или дешевый шифер, сделать «теплое» перекрытие или утеплять сами скаты? И ниже Вы узнаете, как делается крыша на гараж своими руками, на примерах вариантов двускатной и односкатной кровли.

Прежде всего, Вы должны выяснить, какой гараж Вам вообще нужен: отапливаемый или холодный бокс, который может только скрыть машину от снега и дождя?Теперь определитесь с типом самой кровли:

  • плоская – она подразумевает заливку бетонного перекрытия или монтаж его заводских плит (как правило, круглопустотных), применяя для их укладки кран;

  • односкатная – самый простой вариант для тех, кто планируете делать крышу на гараж своими руками;

  • двускатная – более сложный и трудоемкий вариант крыши, требующий определенных строительных навыков и большого расхода материалов.

Как вариант, рассмотрите устройство над гаражом второго этажа. В зависимости от используемой кровли стоит определиться с вариантом ее утепления:

  • плоская утепляется по верху плиты;

  • односкатная обычно утепляется за счет укладки между стропилами теплоизоляционного материала;

  • двускатная утепляется либо как односкатная, либо разместив утеплитель над помещением гаража в горизонтальном перекрытии.

Выберите для Вашего типа крыши подходящий кровельный материал.Все эти действия стоит выполнять еще на этапе проектирования, поскольку от выбранной конструкции зависит ее вес и нагрузка, которую крыша будет оказывать на фундамент (это скажется на размерах конструкции фундамента и его виде: столбчатый, ленточный или плита основания по всему периметру гаража).

Продолжаем рассказ о том, как правильно сделать односкатную крышу на гараже на дачном участке или во дворе дома. Важно соблюдать пропорции строения, чтобы ландшафт участка выглядел привлекательно. Благоустройство дачного участка можно дополнить привлекательностью гаражной постройки, если уделить достаточное время углу наклона кровли.

Виды крыш

Любой постройке, в том числе автодому, необходима кровля. Но какой вид конструкции предпочесть, какие материалы понадобятся для крыши гаража? Чтобы найти ответ, понадобиться рассмотреть существующие варианты, и только после подбирать нужный материал строительный.Охарактеризуем конструктивные особенности популярных вид кровель на автодом:

Плоская кровля

Обустройство потребует применения цельнолитой плиты из железобетона, деревянных досок и т.п. Материал укладывают на стены строения строго горизонтально, но потребуется специальная техника.Маленькие автодома с плоской крышей очень распространены среди владельцев одной машины, хотя отсутствие чердачного помещения снижает комфортабельность строения. Чтобы обустроить такую кровлю на большом строении, потребуется приложить множество усилий, ведь изготовить и установить цельнолитую железобетонную плиту внушительных размеров не так-то просто.

Крыша односкатная

Простой в реализации вариант, отлично подходящий небольшому по размеру строению. Функцию упоров конструкции выполняют стены, имеющие разную высоту создания уклона.Стропильная система применяется максимально простая из хорошо просушенных сосновых досок, брусьев с антисептической пропиткой, а уровень наклона кровли можно сделать от 0 и до 60 градусов. С целью обшивки конструкции часто используют металлический профнастил, шифер, рубероид.

Двухскатная конструкция

Построить двускатную крышу несколько сложнее, зато ее достоинством является наличие дополнительного чердачного помещения, которое можно приспособить под хранение инструмента, старых вещей. Подходит большим гаражным строениям на две машины и более.
Стропильные ноги нужно монтировать рядами попарно, а затем, соединить их между собой верхней частью у конька. Опора нижних частей стропил – мауэрлат, крепящийся к стенам анкерами. Облицовочным материалом двухскатных конструкций чаще остальных предпочитают профнастил, металлочерепицу, шифер.

Какой бы, из описанный вариантов, ни был выбран, строительные работы необходимо осуществлять, строго соблюдая технологию, рекомендации специалистов. Тогда конечные результаты труда порадуют, работа сделается быстро, без дополнительных капиталовложений.

Что необходимо знать о профнастиле?Этот материал упорно движется к вершинам популярности ы среде профессиональных и индивидуальных строителей. Как правильно выбрать профнастил – читайте в специальной публикации нашего портала. А еще одна публикация поможет провести самостоятельный монтаж кровли из профнастила .

Односкатная крыша для гаража своими руками: расчёты и монтаж

Можно только позавидовать тем автовладельцам, которые имеют или получили возможность возвести собственный настоящий гараж. Зная менталитет наших мужчин, можно с высокой долей достоверности утверждать, что подавляющее большинство «счастливчиков» примется за собственноручное строительства «дома» для своей машины. В наше время предоставляется немало возможностей по выбору материалов для строительства гаража – как с позиций простоты самостоятельного возведения, так и с точки зрения максимальной экономичности.

Односкатная крыша для гаража своими рукамиЛюбую постройку всегда венчает крыша, и если, опять же, ориентироваться на минимальные затраты, то оптимальным вариантом становится односкатная ее конструкция. Кроме того, проблемы какой-то особой декоративности, как правило, отступают на второй план, уступая место надежности конструкции и скорости ее монтажа. Именно такими качествами и обладает упомянутый вариант. Итак, односкатная крыша для гаража своими руками: от проведения необходимых расчётов до особенностей монтажа – в настоящей публикации.

В чем достоинства односкатной крыши, есть ли недостатки?

Итак, гараж в большинстве случаев рассматривается именно как подсобное техническое помещение, поэтому при его проектировании и строительстве обычно господствует утилитарный подход – простота, надежность, создание эффективной защиты автомобиля от попадания атмосферных осадков. Именно поэтому такую популярность в данном случае имеют односкатные кровли.

  • Такая конструкция – несложна для самостоятельных расчетов. В основе ее лежит треугольник – самая «жесткая» изо всех двухмерных фигур, которая описывается простыми и понятными геометрическими соотношениями.
Односкатная крыша – это несложная конструкция для расчетов и самостоятельного возведения
  • Стоимость материалов и комплектующих всегда значительно ниже, чем для даже самой простой двускатной крыши. Важно, что экономия пиломатериалов в данном случае ни в коей мере не сказывается на надежности конструкции.
  • Монтаж односкатной кровельной системы – прост и интуитивно понятен. Для самостоятельного возведения такой конструкции вовсе не обязательно быть квалифицированным мастером – при соблюдении технологических рекомендаций с подобной задачей способен справиться любой владелец гаража. Это ещё один «плюс» в плане экономичности строительства – нет нужды прибегать к найму специалистов.
  • Еще одно достоинство – скорость выполнения работ. Перекрыть гараж односкатной крышей можно в считанные дни, тогда как при выборе более сложной стропильной системы и времени потребуется значительно больше.
Правда, хозяину гаража при выборе односкатной крыши придется смириться с некоторыми ее недостатками:

  • Односкатная крыша в большей степени подвержена снеговой нагрузке –за счет небольшого уклона на ее поверхности могут образовываться сугробы. Это обязательно следует учесть при проведении расчетов.
  • Такая конструкция или вовсе не предполагает чердачного помещения, или же его эксплуатационные возможности будут существенно ограничены.
Чердака при односкатной конструкции крыши или вовсе нет, или же он будет маленьким и мало функциональным
  • Существуют определенные сложности с обеспечением качественной термоизоляции такого гаража, особенно в том случае, если проектом не предполагается наличие хотя бы небольшого чердачного помещения.
  • Наконец, не всем нравится внешний вид односкатной кровли, не предполагающий каких-либо декоративных изысков. Впрочем, это дело вкуса, да и при желании односкатную кровлю вполне можно вписать в общий «архитектурный ансамбль» своих загородных владений. Для многих этот недостаток вообще не является существенным.

Варианты односкатной крыши гаража

Система односкатной крыши представляет собой ряд уложенных параллельно друг другу стропил, расположенных таким образом, что один их конец поднят относительно другого на определенную высоту, для создания уклона. Стропила становятся основание для монтажа необходимой обрешетки, а уже она, в свою очередь – для настила выбранного кровельного покрытия.Превышение одного края стропил на другим может обеспечиваться несколькими способами:

  • Еще в процессе проектирования гаража одна из стенок планируется выше противоположной, на величину (о расчете такого превышения будет рассказано чуть ниже). Двум другим стенам в этом случае придается форма трапеции.
Одна стена гаража сразу возводится выше противоположной.Такой подход очень часто практикуется в каркасном строительстве. Еще при составлении чертежей предусматривается, что высота опорных вертикальных стоек каркаса с одно стороны будет выше. Таким образом, на разной высоте, с соблюдением необходимой ΔН окажутся и брусья верхней обвязки, который будут играть роль мауэрлата. В итоге сразу закладывается готовая система односкатной крыши, на которую останется только смонтировать стропила, а затем — нужную обрешетку.

В каркасном строительстве уклон ската кровли обеспечивается разницей по высоте вертикальных стоек противоположных стен.Какие стены станут различаться по высоте, безусловно, будет зависеть от выбранного направления ската.— Это может быть поперечный уклон, в сторону одной из боковых сторон гаража. Такой способ привлекает тем, что стропила получаются короче, и часто можно обойтись простейшей схемой, без создания для них дополнительных опор.— Другой вариант, когда фасадная стена строения выше задней, и тогда уклон ската организуется назад. Длина строил в таком случае, применительно к гаражу, уже достигает 5÷6 и даже более метров, и без их усиления уже не обойтись.

  • Если по проекту обе стены здания – одинаковой высоты, или же односкатная крыша возводится на ранее сооруженную постройку, то организовать уклон стропил можно подстановкой под них в одной стороны стоек той же высоты ΔН. Стойки поверху обычно объединяются брусом обвязки, который и станет выполнять функцию мауэрлата.
Стены одинаковой высоты, и с одной из сторон под стропильные ноги устанавливаются стойки.В этом случае фасадную часть кровельной конструкции и остающиеся открытыми фронтонные треугольники после монтажа стропильной системы просто зашивают деревом или иным материалом, по своему усмотрению.

Искусственная фасадная стенка односкатной кровли – стойки с верхним обвязочным брусом, и дощатая обшивка.Такой подход нередко позволяет достичь экономии при возведении капитальных стен гаража – меньше уйдет кирпича или блоков, а сам процесс кладки пройдет быстрее – нет нужды выводить дополнительные боковые трапециевидные стенки фронтонов.

  • Если стенки одинаковой высоты, то прибегают и к другому приему – на «земле» монтируют стропильные фермы, а затем уже устанавливают их с определенным шагов на мауэрлат.
Конструкция крыши представляет собой «анфиладу» установленных стропильных фермОбычно в ходе работы изготавливается одна такая ферма, тщательно примеряется и подгоняется к месту. Ну а затем она становится шаблоном для «клонирования» — по ее образцу изготавливаются остальные, в удобных условиях на земле. Когда все фермы готовы – переходят к окончательному монтажу. Нижние углы ферм крепятся к мауэрлату, верхние – обвязываются между собой брусом, создавая единую жесткую конструкцию.Такой подход особенно удобен, когда большое расстояние между стенами обязывает строителя усиливать стропила. А ферма уже сама по себе является жестким конструктивным элементом, так как сочетает в себе и своеобразную балку перекрытия, и стропильную ногу, с установленными между ними усиливающими перемычками – стойками или подкосами.Еще одно очевидное удобство – в таком гараже намного проще будет подшить потолок, при необходимости еще и утеплив его – горизонтальные балки ферм предоставляют для этого все возможности.Еще один вариант – когда гараж пристраивается к готовой сплошной стене уже ранее возведенного капитального здания.

Еще один вариант – гараж пристраивается к уже ранее возведенному зданию.В этом случае один конец стропил опирается на установленные на стене на определенной высоте кронштейны или опорный брус, а второй – на вертикальные стойки с обвязкой – в случае каркасной конструкции, или на мауэрлат пристроенной рядом стены. В любом случае, эта точка опоры опять же расположена с расчетным перепадом высоты ΔН.

Гараж с односкатной крышей пристраивается к домуПри необходимости, вместо стропил с стене дома могут крепиться и стропильные фермы, по аналогии с ранее рассмотренным случаем.

Основные параметры односкатной крыши гаража, проведение их расчетов

Итак, если принято решение возводить над гаражом односкатную крышу, то необходимо определиться с ее основными параметрами.Из исходных данных, как правило, имеются только размеры «коробки» гаража – его длина и ширина. Отсюда и начнем «плясать».

Исходные данные для расчетов – длина гаража (D), его ширина (L), планируемое направление ската кровли.

Направление уклона кровли

В первую очередь, следует определить заранее направление уклона ската, руководствуясь при этом не только соображениями удобности и простоты монтажа стропильной системы, но и принимая в расчет преобладающее направление ветра на участке строительства.Уклон крыши рекомендуется выполнять именно на наветренную сторону, чтобы движение воздуха не создавало подъемной силы, а наоборот, прижимало кровельную конструкцию вниз. Хотя гараж, как правило, невысокое сооружение, и может практически полностью зарываться от воздействия ветра другими зданиями, тем не менее, преобладание ветра может быть вызвано особенностями местности или соседней застройки – открытые пространства, лесные просеки и т.п. Ну и, конечно, определенную роль в выборе направления ската может играть и специфика участка – общий «фон» дизайна территории, расположение элементов системы ливневой канализации или иные факторы.

Определение крутизны ската

Следующий шаг – необходимо определиться с крутизной ската, то есть с величиной угла α.Для односкатных кровель этот угол обычно не превышает 25, максимум — 30°. При слишком большой крутизне само строение выглядит нелепо, а самое главное – кровля становится весьма уязвимой к ветровой нагрузке. Слишком маленькие уклоны, менее 10°, также нежелательны, так как в этом случае резко возрастает значимость снеговой нагрузки на скат, затрудняется отток воды, особенно в период оттепелей или начала массового таяния снега.На угол ската серьезно влияет и тип кровельного покрытия. Если хозяин гаража заранее отдает предпочтение тому или иному материалу для кровли, например, чтобы выдержать общий дизайн территории, то он должен руководствоваться определенными правилами при расчетах крутизны односкатной крыши.Ниже приведена схема, показывающая допустимые типы кровельных покрытий для различных углов крутизны ската крыши.

Диаграмма зависимости угла ската от линейных размеров, допустимые виды кровельного покрытияОбратите внимание, что крутизны ската на диаграмме показана в трех различных вариантах – в градусах и в соотношении высоты подъема (ΔН) к базовой длине (D или L), которая, в свою очередь, может быть выражена в дробном соотношении или в процентах. Имея под рукой такую схему, несложно будет перевести одни единицы измерения в другие.Числами в кружках обозначены типы кровельного покрытия, а стрелка, идущая от них, указывает на минимально допустимую величину уклона кровли, при которых их можно использовать.

Как придать скату заданный угол уклона?

Следующий вопрос – как придать скату нужный угол наклона.Если с величиной α и с направлением уклона ската определились, то, зная исходный параметр длины или ширины гаража (), несложно определить и тот искомый перепад высоты ΔН, о котором уже не раз упоминалось.Если стены имеют определенную толщину (например, выложены из блоков или кирпича), то промер линейных параметров постройки D и L проводим по внешним их краям.Для расчета воспользуемся известной тригонометрической формулой:H = L(D) × tg αЧтобы не заставлять читателя искать значения тангенса и проводить самостоятельные вычисления, ниже размещен калькулятор, который позволит выполнить расчет в считанные секунды. При желании можно «поиграть» значениями, чтобы найти оптимальный допустимый вариант.
Калькулятор расчета превышения стены для обеспечения необходимой крутизны односкатной кровли

Определяемся с длиной стропил

Следующим шагом необходимо определить длину стропилНайти ее несложно – по тригонометрической формулеS = ΔH / sin αили с использованием всем известной теоремы Пифагора:S = √ (L²(D²) + ΔH²)При расчёте будет благоразумным сразу увеличить длину стропил для получения необходимого карнизного свеса кровли, который предотвратит прямое попадание атмосферных осадков на стены гаража.Величину карнизного свеса обычно увязывают с материалом стен постройки. В таблице ниже приведены значения минимальной ширины свеса в зависимости от типа стен:
Тип стен гаражаМинимальная ширина карнизного свеса
Металлический гараж или обшитая металлом каркасная конструкция150 ÷ 200 мм
Стены гаража сложены из кирпича, блоков, железобетонных элементов300 ÷ 400 мм
Деревянные стены – сруб или каркасная конструкция500 ÷ 600 мм
Впрочем, карнизный свес может образовываться и иначе – удлинением стропил с помощью так называемых кобылок. В этом случае дину стропила рассчитывают только между точками крепления.

Варианты организации бокового свеса кровли – за счет удлинения стропила (а) и путем наращивания длины кобылками (б)Ниже представлен калькулятор, который позволит быстро рассчитать длину стропильных ног как для одного, так и для второго варианта

Калькулятор расчета длины стропил для односкатной крыши
В любом случае, если предоставляется возможность выбора, следует отдавать предпочтение минимальной длине стропильных ног (между точками опоры). В таком случае появляется возможность использования материала меньшего сечения (об этом будет рассказано ниже), что уже само по себе дает немалую экономию средств. Кроме того, упрощается и сама конструкция.Стропила длиной до 4,5 метров могут опираться на две точки, не требуя при этом дополнительный усиливающих элементов. При длине стропил порядка 5 ÷ 6 метров уже необходимо их усиление подкосами (подстропильными ногами). Еще сложнее будет, если пролет более 6 метров – здесь потребуется установка стоек, опирающихся на мощные балки перекрытия или на капитальное основание, и нескольких подкосов.

Усложнение конструкции стропильной системы при увеличении длины пролета1 – брус мауэрлата;2 – стропильная нога;3 – опорный брус (лежень);4 – подкос (подстропильная нога);5 – балка перекрытия (опора может быть и на капитальную стенку);6 – вертикальная стойка

Сечение стропил, шаг установки

Следующий вопрос, наверное, относится к числу наиболее важным и сложных – это сечение бруса или бревна, из которого будут изготавливаться стропильные ноги, и шаг их установки.

Длина, поперечное сечение и шаг установки стропил должны соответствовать предполагаемым нагрузкам на конструкцию крыши.Поперечное сечение пиломатериалов, подходящих для изготовления стропильных ног, зависит от выпадающей на них нагрузки. Суммарные нагрузки, которые должны быть способны выдержать стропила, складываются из нескольких величин:

  • Вес самих стропил, обрешетки, контробрешетки, утеплителя, гидроизоляции. Эту величину можно рассчитать, но она, как правило, вкладывается в показатель 30÷40 кг/м² – не будет большой ошибкой оперировать таким значением.
  • Вес кровельного покрытия. Здесь различия могут быть достаточно существенными. Усредненные значения удельной массы различных типов кровли приведены в таблице:
Тип кровельного покрытияУдельный вес, кг/м ²
Асбесто-цементный шифер усредненного профиля11
то же — усиленного профиля18
Целлюлозно-битумные листы («еврошифер, «ондулин»)6
Кровельное железо (оцинкованная сталь)6 ÷ 8
Мягкая черепица11
Металлочерепица, профнастил8 ÷10
Керамическая черепица40 ÷50
Черепица на цементной основе60
Полимер-песчаная черепица22
Мягкая кровля — рубероид на битумной мастике в два слоя15
  • Наконец, нагрузки природного характера. Это, в первую очередь, давление снежных масс, накапливающихся на кровле с небольшим уклоном, к которым в полной мере относятся все односкатные крыши. Второй фактор – это ветровая нагрузка, правда, для низкопрофильных односкатных кровель она выражена несущественно. Тем не менее, можно принять в расчет и ее.
Для проведения вычислений указанных нагрузок пользуются результатами многолетних метеорологических наблюдений. Вся территория России разделена на зоны по уровню среднестатистической снеговой нагрузки на единицу площади, и по силе преобладающих ветров.На схеме ниже представлена карта распределения зон по снеговой нагрузке:

Значения нагрузки по зонам указаны в таблице:

Зонирование территории РФ по величине снеговой нагрузкиРасчетное значение в кПаРасчетное значение в кг/м²
I0.8 кПа80 кг/м²
II1.2 кПа120 кг/м²
III1.8 кПа180 кг/м²
IV2.4 кПа240 кг/м²
V3.2 кПа320 кг/м²
VI4.0 кПа400 кг/м²
VII4.8 кПа480 кг/м²
Значения даны в килопаскалях в килограммах на квадратный метр, так как в различных источникам могут применяться и те, и другие величины. Для перевода можно пользоваться примерным соотношением:1 кПа ≈ 100 кг/м²Снеговая нагрузка на кровля вычисляется формулой:Рсн = Рсн.т × μ, гдеРсн.т – табличное значение для данной зоны;μ – коэффициент, учитывающий угол уклона ската кровли:— при крутизне скатов до 25° коэффициент равен единице, так как снег практически полностью остается на кровле;— если угол свыше 25°, коэффициент равен 0,7.Ветровая нагрузка также вычисляется на основе табличных значений. Ниже приведена схема зонирования территории РФ по уровню ветрового давления:

Карта-схема зонирования территории России по уровню ветрового давленияЗначения ветрового давления для каждой из зон ведены в таблицу:

Зонирование территории РФ по уровню ветровой нагрузкиIIIIIIIVVVIVII
Расчетное значение ветрового давления, кг/м² 243242536784100120
Значение ветрового давления для конкретного здания вычисляется по формуле:Рв = Рвт × k × n, гдеРвт – табличное значение для конкретной зоны;k – коэффициент учитывающий высоту здания и место его расположения.n – коэффициент, учитывающий крутизну ската и преобладающее направление ветра.Коэффициент k рассчитан для зданий различный высот, но так как у нас идет речь о гараже, то можно привести таблицу в «усеченном» виде, так как высота постройки заведомо не будет слишком большой.
Максимальная высота расположения кровлиЗона АЗона БЗона В
не более 5 м0.750.50.4
от 5 до 10 м1.00.650.4
На всякий случай приведены две строки, хотя обычно достаточно только первой, с высотой до 5 метров.В таблице фигурируют три зоны – это общая характеристика расположения постройки:
Зона расположения постройкиХарактерные особенности зоны
Зона «А»Открытая местность (степь, пустыня), незащищённые от ветров побережья крупных природных водоемов.
Зона «Б»Пересеченные, лесистые участки местности с естественными преградами для ветра или с искусственными насаждениями, высотой до 10 метров, территории поселков и небольших городов.
Зона «В»Плотная городская застройка, с высотой искусственных преград для ветра высотой 25 метров и более.
Возводимое сооружение можно отнести к той или иной зоне, если указанные характерные особенности местности расположены не далее, чем в радиусе 30×h, где h — это высота здания. Таким образом, например, для гаража высотой 4,5 м очерчивается круг радиусом 135 м.
Следующий коэффициент – n, учитывает зависимость ветровой нагрузки от направления ветра и угла ската кровли. Соотношение это – достаточно сложное, и все многочисленные значения коэффициента распределяются на несколько таблиц, в зависимости от участка кровли и преобладающих ветров – во фронтальную часть или в скат. В наше случае, при расчете односкатной крыше невысокого строения (гаража) приводить все таблицы — просто не имеет смысла. Примем допущение, что направление ската, как рекомендовалось выше, выбрано в наветренную сторону, а крутизна не превышает 30°. В ряде случаев коэффициент даже принимает отрицательные значения, так как ветер оказывает не прижимающие, а наоборот, подъемное воздействие на кровлю.
Угол ската кровлиЗначение коэффициента «n»
от 0 до 5°-0.6
от 6 до 10°-0.4
от 11 до 15°-0.2
от 16 до 20°0
от 21 до 30°0.2
от 31 до 40°0.5
Теперь, зная все необходимые величины, можно вычислить суммарное внешнее давление на кровлю для самых неблагоприятных обстоятельств – просто просуммировав все возможные воздействия. Это значение будет получено в килопаскалях или в килограммах на квадратный метр. Но нас больше должна интересовать величина распределенной нагрузки на погонный метр стропила – это поможет определиться с его сечением. А этот показатель уже зависит от выбранного шага установки стропильных ног.Понятно, что чем чаще установлены стропила, тем меньше выпадает нагрузка на каждое из них. Единообразных рекомендаций по выбору шага установки нет – это во многом зависит еще и от типа выдранной кровли –для разных материалов могут быть свои рекомендованные значения. Но обычно для односкатной крыши стропила широко не разносят – шаг выдерживается в примерном диапазоне от 500 до 1000 мм.Чтобы оценить выпадающую на погонные метр стропила нагрузку необходимо суммарное значение, рассчитанное на единицу площади, умножить на шаг, выраженный в метрах. Например, расчеты показал, что на кровлю в имеющихся условиях может оказываться нагрузка 190 кг/м². Шаг установки стропил выбран 600 мм. В итоге получаем нагрузку на стропильную ногу 190 × 0,6 = 114 кг/погонный метр.Имея «на руках» это значение, уже несложно будет найти и оптимальное сечение стропила – воспользовавшись таблицей, размещенной ниже.
Сечение стропилВеличина удельной нагрузки на 1 погонный метр длины стропил, кг
ИЗ БРЕВНАИЗ БРУСА (ДОСКИ)75100125150175
диаметр, ммтолщина бруса, мм
405060708090100
высота бруса, ммдопустимая длина стропил между точками опоры, м
1201801701601501401301204.543.532.5
14020019018017016015014054.543.53
1602102001901801701605.554.543.5
18022021020019018065.554.54
2002302202102006.565.554.5
2202402302206.565.55
Рассмотрим на том же примере:

Пример использования таблицы для определения сечения стропилРасчетная нагрузка на погонный метр стропильной ноги 114 кг – округляем до табличных 125 кг. Проведенные ранее вычисления показали, что длина стропила между точками опоры должна составлять 4.4 м – приводим к табличным 4,5 м. Находим соответствующие значения в таблице (выделено желтой областью.Слева в разделе «сечение стропил» в соответствующей строке (выделено зеленой областью), показаны все допустимые в данном случае размеры: бревно диаметром 160 мм, или брус сечением 50×210; 60×200; 70×190; 80×180; 90×170 и 100×160.Если рассчитанная нагрузка выходит за пределы указанных значений (более 175 кг/пог. м), или если существует необходимость применения свести к минимуму сечение пиломатериала, ничего не остается кроме того, как уменьшить шаг установки стропил и тем самым ввести расчетные показатели в «нужные рамки».Чтобы упростить читателю задачу, ниже размещен калькулятор расчета распределенной нагрузки на стропила. Он, кстати, дает возможность проследить, как будут изменяться параметры нагрузки при увеличении или уменьшении планируемого шага установки стропил – так проще прийти к оптимальному решению.

Калькулятор расчета распределенной нагрузки на стропила односкатной крыши
Получив искомое значение, идем в таблицу, чтобы найти нужное сечение пиломатериала.Зная шаг установки стропил, несложно рассчитать и их количество. Для этого длину стены, перпендикулярно которой будут устанавливаться стропильные ноги, делят на шаг, округляют в большую сторону до целого числа и прибавляют единицу. Например, длина гаража – 6.4 м, выбранный расчетный шаг стропил – 0,6 м.6,4 / 6 = 10,66 ≈ 11+ 1 = 12 стропил.И теперь, уже напоследок, можно рассчитать и точное расстояние между осями стропильных ног, так как будем их размещать равномерно:6,4 / 11 = 0,582 м.Шаг получился, понятно, чуть меньше, но это только на руку, так как создаст необходимый запас прочности кровельной конструкции.Вот теперь можно будет переходить к изготовлению стропильных ног – все размеры для этого у нас рассчитаны.

Монтаж односкатной крыши гаража

Собственно, если все тщательно рассчитано, подготовлены все необходимые детали конструкции, то, имея даже не самый большой опыт плотницких работ, смонтировать стропильную систему односкатной крыши гаража уже не будет столь сложной задачей.Вариантов здесь может быть великое множество, зависящих и от материала постройки, и от используемого кровельного настила. Про все рассказать – не хватит никакой публикации, но эти вопросы подробно изложены на страницах нашего портала в разделе «Крыша и кровля». В данной же статье будет рассмотрен вариант сооружения кровли на гараже, выложенном из блоков и перекрываемом профнастилом.
ИллюстрацияКраткое описание выполняемой операции
Итак, простроен гараж из блоков.
При проектировании постройки сразу была учтена необходимая крутизна ската и его направление. В соответствии с этим одна из длинных сторон выложена с превышением ΔН.
Две короткие стороны (фронтонные) – трапециевидной формы.
В первую очередь – устанавливается мауэрлат.
Для него используют качественный брус сечением 100×150 мм, укладывая его на стену на широкую сторону.
Мауэрлат обычно размещают по внутреннему обрезу стены – это даст возможность в дальнейшем закрыть его от внешнего воздействия рядом кирпичной кладки.
Между деревянной деталью и блочной стеной обязательно укладывается слой гидроизоляции – рубероида.
Способы крепления мауэрлата могут быть различными.
Например, при заливке верхнего армирующего бетонного пояса сразу делаются закладки с вертикальными шпильками.
Другой вариант – на анкерные крепления, насквозь через брус.
Еще один вариант, если позволяет толщина стены – с использованием стальных уголков – они крепятся дюбелями к стене, а уже к уголкам мощными саморезами – сам мауэрлат (как показано на иллюстрации).
Кстати, на этом этапе нечего не мешает продумать одну возможность – организацию будущих фронтального и заднего карнизных свесов за счет увеличения длины бруса мауэрлата и вынесения его спереди и сзади на необходимое расстояние за внешние пределы постройки.
При этом для мауэрлата лучше взять брус попрочнее – порядка 150×150 мм.
Есть еще один нюанс – к расчетному количеству стропил необходимо будет прибавить еще две штуки.
Теперь необходимо подготовить сами стропила.
Их удобнее будет доводить «до кондиции» на земле, а для этого потребуется изготовить шаблон.
Для шаблона можно взять доску, например, 50×200 мм, такой длины, чтобы ее хватило на вся длину стропила с учетом боковых карнизных свесов.
Доску-шаблон по месту можно будет сразу подогнать по требуемой длине.
Доска укладывается на брусья мауэрлата строго перпендикулярно им (параллельно скошенным стенкам)
Производится разметка запилов, необходимых для надежной фиксации стропил на мауэрлате.
С помощью угольника, линейки, с контролем по уровню, намечается место выреза. При этом исходят из того, что высота выборки (h) не должна превышать ⅓ высоты стропильного бруса.
Ширина опорной полки (m) в идеале должна приближаться к ширине мауэрлата, но все равно первое требование считается первостепенным.
Подобная разметка производится на обеих сторонах шаблона.
По готовому шаблону размечаются и вырезаются все необходимые стропильные ноги.
По брусьям мауэрлата проводится разметка осей установки стропил с рассчитанным шагом.
После этого переходят непосредственно к установке и креплению стропильных ног.
Если косые стенки выложены так, как показано на иллюстрации, то между крайними стропилами и стенкой оставляется зазор порядка 50 мм.
Крепиться стропила к мауэрлату могут по-разному.
Например, используются специальные стальные уголки, а сама стропильная нога крепится к уголка либо гвоздями, либо пропущенным насквозь болтом, как на рисунке.
На этой иллюстрации показано аналогичное соединение, с помощью уголков, но только с использованием гвоздей.
А на правом фрагменте рисунка – вариант без запила (когда он нецелесообразен, например, из-за чрезмерного ослабления стропильной ноги).
В этом случае снизу к стропилу заранее крепится опорный брусок.
Еще один вариант – стропило крепится к мауэрлату гвоздями, забитыми наискось с двух сторон, а затем соединительный узел усиливается забитой стальной скобой.
Важное условие – забиваемые острые концы скобы обязательно должны располагаться в перпендикулярных плоскостях.
После монтажа всех стропил можно переходить к карнизным свесам.
С двух наклонных сторон для этого будут устанавливаться кобылки.
Кобылки изготавливаются из того же пиломатериала, что и стропила. Для этого можно использовать образки, оставшиеся при раскрое – это следует учесть заранее.
Детали вырезаются таким образом, чтобы верхний край совпал с верхом стропил. Крепятся кобылки к стропилам двумя гвоздями в торец. Крайние кобылки приходящиеся на уровень стен, желательно дополнительно зафиксировать к капитальному основанию с использованием стальных уголков.
Не забываем, что между кобылками и стеной должна быть рубероидная прокладка.
Обычно поступают таким образом: устанавливают и полностью фиксируют две крайние кобылки, между ними натягивают шнур …
… затем по намеченной линии также монтируются и все остальные, с шагом примерно 800 ÷ 1000 мм.
Следующим шагом по всему периметру конструкции на кобылки и выступающие концы стропильных ног набивается карнизная ветровая доска.
Для этого используется доска 25×200 мм.
Теперь – самое время заложить кирпичом выглядывающую сторону мауэрлата на высокой стене (показано стрелками).
От древесины кладка должна быть отделена рубероидом.
Снизу карнизные свесы необходимо подшить. Подшивка может быть сплошной из досок толщиной 25 мм. На данной иллюстрации показана обшивка только бортиками – к ним впоследствии будут крепится софиты или полосы сайдинга.
Вот теперь моно переходить к настилу обрешетки под выбранное кровельное покрытие.
Для обрешетки под профнастил вполне подойдут и необрезные доски, сечением примерно 25×100 мм. Здесь на качестве материала можно немного сэкономить – приобрести для обрешётки материал второго сорта.
Но обязательно необходимо проследить, чтобы на необрезных досках не осталось коры, так как в ней могут остаться гнезда с личинками паразитных насекомых – жуков-короедов.
Обрешетка устанавливается или сплошной (например, для мягкой кровли), или с определенным шагом, в зависимости от конкретного типа кровельного материала и крутизны ската.
И, наконец, на готовую обрешётку монтируется кровельный материал, в данном случае – профнастил.
Чтобы правильно определиться с шагом обрешетки, необходимо знать особенности кровельного материала. В данном случае рассматривался профнастил, но шаг обрешётки все же указан не был. А это потому, что разновидности этого материала также могут весьма существенно различаться.

Что необходимо знать о профнастиле?

Этот материал упорно движется к вершинам популярности ы среде профессиональных и индивидуальных строителей. Как правильно выбрать профнастил – читайте в специальной публикации нашего портала. А еще одна публикация поможет провести самостоятельный монтаж кровли из профнастила .

Итак, после прочтения статьи многие могут прийти к выводу, что наиболее ответственным этапом является расчет будущей односкатной крыши гаража. Так оно и есть на самом деле — при правильно рассчитанных параметрах, хорошо подобранных качественных деталях, самостоятельное возведение односкатной крыши небольшого строения уже станет вполне выполнимой операцией.В завершение статьи – еще один пример, теперь уже наглядный, в видео-формате, возведения односкатной крыши:

Видео: пример монтажа односкатной крыши

Двухскатная кровля строится в том случае, если гараж планируется оборудовать чердаком. Обычно такая крыша имеет форму треугольника. Каркас представляет собой соединенные под определенным углом стропильные ноги, имеющие опору на стены и в верхней точке их соединения. Высоту конька кровли Н и длину стропил С определить можно по формулам Н = 0,5 х Н (Z:2) и С = 0,5 х Н/sin (Z:2), где Z – величина наклона. Для равносторонней крыши подходит вариант использования теоремы Пифагора.

Процесс отделки крыши гаража профнастилом

Довольно часто в качестве кровельного покрытия при строительстве гаража используется профнастил. Этот прочный и долговечный материал будет служить верой и правдой, если уложить его правильно.

Подготовка

Шаг 1. Кровля проходит подготовку – при необходимости укладывается гидроизоляционный слой. Далее начинается монтаж опор под материал – на основание укладываются бруски 50х50 мм, а поперек них – доски 40х15 мм.

Укладка деревянных брусковШаг 2. Бруски выравниваются строго по уровню, также выравниваются и доски-поперечины.

Выравнивание брусков с помощью строительного уровняШаг 3. Продольные бруски крепятся к основанию кровли при помощи рамных болтов.

Крепление рамным болтомШаг 4. Поперечные доски фиксируются саморезами к брускам – по краям по две штуки, а посередине досок – по одной.

Поперечные доски крепятся саморезамиШаг 5. По периметру своеобразной обрешетки прибиваются доски-планки. Их верхняя часть должна быть вровень с досками-поперечинами. Можно приступать к укладке профнастила.

По периметру прибиты планки

Монтаж профнастила

Шаг 1. Листы профнастила поднимаются на крышу, укладываются на обрешетку и выравниваются. Отдельные листы укладываются внахлест на 2 волны. Для монтажа кровли лучше использовать листы такого размера, чтобы разом закрыть скат кровли от края до края.

Листы профнастила уложены на обрешеткуШаг 2. В месте выхода трубы гаража требуется подрезать материал так, чтобы сформировалось отверстие для дымохода. Проще всего в целом листе вырезать отверстие, а потом надеть лист на трубу.

Размечается будущее отверстие для дымохода

В профлисте вырезается отверстие

Лист с отверстием надет на трубуШаг 3. Прикручиваться листы профнастила будут саморезами. Для удобства можно нанести разметку вдоль ровно натянутой от одного края крыши до другого бечевки. Разметка наносится маркером. Разметка должна находиться прямо вдоль досок-поперечин.

Для разметки используется натянутая бечевкаШаг 4. Вкручиваются специальные кровельные саморезы с резиновой шайбой-прокладкой. По периметру листов их шаг составляет 40-50 см, а по остальному листу по разметке они вкручиваются через одну гофру.

Шаг 5. Боковая часть кровли может быть отделана рубероидом, укрепленным на битумную мастику, или же закрыта металлическими щитами нужной высоты.

Боковая часть закрывается металлическими щитамиШаг 6. Щиты фиксируются при помощи кровельных саморезов, а стыки между ними и кровлей замазываются битумной мастикой.

Заделка стыка битумной мастикойШаг 7. На первый битумный слой клеятся тканевые полоски, которые потом снова промазываются битумом.

Приклеенная полоска промазывается мастикой

Еще одно фото процессаШаг 8. Стык между трубой и профнастилом заделывается гидроизолирующим материалом или герметиком.

Заделка стыка между трубой и профнастилом

Цены на профнастил

Видео – Крыша из профнастила на гараже

Какой же материал использовать для кровли гаража? Здесь решать придется самому владельцу в соответствии со своими пожеланиями и бюджетом. Также важно учитывать особенности каждого покрытия. Но из приведенных выше двух основных материалов лучше использовать профнастил – он будет более надежным и долговечным для кровли, чем рубероид.

Степан Русов главный редакторАвтор публикации 26.11.2017Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
2.8

Вопросы и ответы

Сколько прослужит керамическая черепица?

У керамической черепицы достаточно большой срок службы. И лучшим тому подтверждением является то, что старую черепицу часто используют для реставрации зданий. Помимо того, археологические находки также подтверждают длительный срок эксплуатации данного кровельного материала. Возраст некоторых образцов, к примеру, превышает 5 тысяч лет.

Что делать, если треснул шифер?

Такую проблему лучше решать заменой листа шифера, но в одиночку справиться с этим достаточно трудно. Самым быстрым и простым решением будет укладка шифера на поврежденное место или же его (места) герметизация. Если на шифере виднеются отверстия от гвоздей, то их тоже можно герметизировать; как вариант – можно напаять кусок рубероида, используя горелку.

Какая нагрузка приходится на кровлю?

Показатель нагрузки на кровлю может составлять от 70 кг до 200 кг на 1 м² горизонтальной проекции. Что характерно, крыша – независимо от того, сколько именно она весит – также должна выдерживать и так называемые временные нагрузки, к которым относятся ремонтные работы, слой снега в зимнее время и его (снега) очистку.

Как заделать отверстия в профнастиле от саморезов?

Самое простое решение – вкручивание в эти места новых саморезов. Если же такой возможности по той или иной причине нет, отверстия можно герметизировать, используя полиуретановый либо акриловый герметик.

Есть ли у мягкой кровли недостатки?

У мягкой кровли есть свои недостатки, причем существенные. Так, не всегда удается полностью герметизировать пароизоляционный слой, потому водяные пары, попадая в слой утепляющего материала, накапливается там (ведь из-за плотного гидроизоляционного ковра влага не испаряется). Со временем влага, скопившаяся в утеплителе, начинает стекать вниз и на потолке возникают мокрые пятна. Помимо этого, влага при минусовой температуре замерзает, ее объем увеличивается, а гидроизоляция, как следствие, отрывается от основания. Еще в ходе эксплуатации гидроизоляция подвергается механическим/климатическим воздействиям, из-за чего на ней появляются трещины. Через эти трещины вода попадает в дом, а обнаружить и устранить причину таких протечек порой достаточно сложно.

Висячие стропила – что это такое?

Висячими называют те стропила, которые опираются лишь на две внешние стены. Это разновидность стропильных ферм, к которым крепится чердачное перекрытие. Если пролет в висячих стропилах превышает отметку в 6 метров, то между верхними концами стропильных ног дополнительно крепится вертикальный подвесной брус. Если пролет варьируется в пределах от 6 до 12 метров, то конструкция стропил дополняется подкосами, из-за чего уменьшается длина стропильных ног.

Как ухаживать за металлочерепицей?

Чтобы обеспечить длительный срок эксплуатации и оптимальные условия использования металлочерепицы, нужно периодически проводить осмотр кровли. Чтобы полимерное покрытие поддерживалось в чистоте, зачастую хватает и дождевой воды, но вот упавшие листья и прочие загрязнения смываются при этом не во всех случаях. Следовательно, минимум раз в год необходимо проводить чистку поверхности. То же касается и водосточных систем.Для устранения загрязнений и потемнений поверхности используйте воду и мягкую щетку. Можно очищать кровлю струей воды (давление не должно превышать 50 бар), а для удаления въевшейся грязи использовать моющие средства, предназначающиеся для окрашенных полимерных покрытий. Перед началом работ обязательно ознакомьтесь с инструкцией к моющему средству, дабы убедиться, что оно точно подходит для такой поверхности. Если загрязнения не выводятся, можете попытаться устранить их куском ткани, смоченным спиртом. Кровлю необходимо мыть, двигаясь сверху вниз, таким образом, чтобы моющее средство полностью смылось. Затем поверхность и водосточные системы промываются водой.Что же касается снега, то его обычно скатывают с крыши, а то, что остается, вполне соответствует несущей способности конструкции.

Чем лучше всего утеплять кровлю?

Важно, чтобы материал, который будет использован для утепления кровли, имел хорошие теплоизоляционные характеристики и был:
  • безопасным (то есть не имел в составе вредных веществ);
  • эффективным (утепляющий материал должен соответствовать всем требованиям энергоэффективности);
  • надежным (первоначальные свойства теплоизолятора не должны теряться на протяжении всего эксплуатационного срока конструкции).

Для чего необходима пароизоляция кровли?

Главная функция пароизоляции – это предотвращение появления «точки росы» внутри здания. Кто не знает, под «точкой росы» подразумевается температура, при которой уровень влажности воздуха составляет более 100%, в результате чего лишняя влага превращается в росу (происходит конденсация) и промерзает. Более того, это становится причиной появления плесени и грибка – как внутри кровельного пирога, так и в самом здании.

Соломенная крыша – что она собой представляет?

Сложно переоценить все преимущества соломенной кровли. Летом под ней прохладно, а зимой тепло, само здание «дышит» и вообще живет тихой спокойной жизнью. Еще звуки дождя при наличии такой крыши «гасятся», она характеризуется устойчивостью к ветрам и другим атмосферным воздействиям. Помимо всего этого, соломенная крыша позволяет существенно сэкономить средства на фундаменте и перекрытии, так как их не нужно будет рассчитывать на большие нагрузки.

1 — солома (тростник), 2 — сетка, 3 — черепица, 4 — строевой тростник, 5 — рейка, 6 — проволока притяжная, 7 — стропильная система, 8 — 5 мм проволока крепежная, 9 — поджимная планка, 10 — поджим, 11 — прижимная планка, 12 — ребро жесткости, 13 — паробарьер, 14 — OSB-листСоломенная крыша может быть уложена на крышу абсолютно любой конструкции, никаких ограничений в плане формы в данном случае нет. Наконец, срок эксплуатации такой кровли достигает 50 лет. О неповторимости дизайна вообще говорить не стоит!

Для любых предложений по сайту: [email protected]