Российский лубок дизайн квартиры - Подсказки инженера

Российский лубок дизайн квартиры

Российский лубок дизайн квартиры

Начиная с середины века, в Москве работало 13 крупных литографских типографий, наряду с основной продукцией выпускавших лубочные картинки. К концу столетия виднейшим в области изготовления и распространения этой продукции считалось предприятие И. Сытина, которое производило ежегодно около двух миллионов календарей, полутора миллионов листов с библейскими сюжетами, 900 тысяч картинок со светскими сюжетами. Литография Морозова ежегодно выпускала около 1,4 миллиона лубков, фабрика Голышева — близко 300 тысяч, тираж других производств был поменьше. Самые дешевые листы-простовки продавались за полкопейки, самые дорогие картинки стоили 25 копеек.

Народный русский лубок: история, описание, техника и фото

Русский лубок — графический вид народного творчества, возникший в эпоху Петра Великого. Листы с яркими забавными картинками печатались сотнями тысяч и стоили чрезвычайно дешево. В них никогда не изображались горе или печаль, веселые или познавательные сюжеты с простыми понятными изображениями сопровождались лаконичными надписями и были своеобразными комиксами XVII–XIX веков. В каждой избе на стенах висели подобные картинки, ими очень дорожили, а офеней, распространителей лубков, ждали повсюду с нетерпением.

В 2013 году начинается новая реорганизация музея, в результате которой в 2014 году значительно увеличились выставочные площади – был присоединен выставочный зал «Арт-Измайлово». Благодаря этому у музея появилось пусть несовершенное, но собственное хранилище фондов. В конце 2015 года решением Департамента культуры была завершена реорганизация. Музей наивного искусства был объединен с Московским музеем народной графики под новым названием Музей русского лубка и наивного искусства.

Музей русского лубка и наивного искусства

РЕЖИМ РАБОТЫ

Пятница на каждой третьей неделе месяца – бесплатно.

ТЕЛЕФОН

Электронная почта

Социальные сети

Музей русского лубка и наивного искусства создан на основе двух музеев – Музея наивного искусства и Московского музея народной графики.Музей наивного искусства с момента создания в 1998 году располагался в уникальном здании стиля модерн в московском районе Новогиреево. Изначально музей, выросший из музейно-выставочного центра «Истоки», действовавшем в особняке с начала девяностых, был муниципальным, статус государственного учреждения он получил в 2003 году. С этого началась официальная история музея, на протяжении которой его работниками была проведена большая подвижническая работа по сохранению и исследованию наивного искусства России и стран бывшего СССР: благодаря большим и малым выставочным проектам, издательской деятельности и профессиональным научным контактам была собрана значительная коллекция, изданы исследовательские и каталожные материалы.В 2013 году начинается новая реорганизация музея, в результате которой в 2014 году значительно увеличились выставочные площади – был присоединен выставочный зал «Арт-Измайлово». Благодаря этому у музея появилось пусть несовершенное, но собственное хранилище фондов. В конце 2015 года решением Департамента культуры была завершена реорганизация. Музей наивного искусства был объединен с Московским музеем народной графики под новым названием Музей русского лубка и наивного искусства.В коллекции музея находится около 1800 экспонатов, относящихся к направлению «наивное искусство» и «аутсайдер-арт». Среди них работы Павла Леонова, Владимира Зазнобина, Михаила Королёва, Ивана Сарычева, Кати Медведевой, Любови Майковой, Марии Примаченко, Василия Григорьева, Моники Бичюнене, Александра Белых, Михаила Ржанникова, Алевтины Пыжовой, Александра Лобанова и других. Музей активно занимается как популяризацией классиков наива, так и открытием новых имен в наивном искусстве, таких как Борис Павлов, Владимир Аносов, Олег Гордеев, Александра Рыжова и других.После объединения и реорганизации фонды музея пополнились лубочными листами (свыше 70 подлинников XIX в.), реконструкциями лубка, которые созданы в 1980-90-е гг. В.П. Пензиным, директором Московского музея народной графики – к ним относятся Библия Василия Кореня (XVIII в.) и листы из собрания Д.А. Ровинского (около 200 листов) и современной графикой участников «Мастерской народной графики» с элементами лубочных мотивов (около 2000 листов).Ниже можно посмотреть экскурсионные видеоматериалы.
  • Виртуальная экскурсия по постоянной экспозиции наивного искусства «Всё движется любовью»:
  • Виртуальная экскурсия по постоянной экспозиции народной графики «Лубок — это ок»:
  • Виртуальная экскурсия по выставке «Созвучия в соцветии»:
  • Виртуальная экскурсия по выставке наивной живописи «Животина»:
  • Виртуальная экскурсия по выставке «Бабы. Барышни. Девчата»:
Больше материалов доступно по ссылке.
А эта картина называется «Три Грации». Забавно и очень мило. Только самые позитивные эмоции.

Наивное искусство

Музей русского лубка и наивного искусства на Сретенке познакомит посетителей с наивным искусством — творчеством художников-самоучек. Что же такое наивное искусство? Часто его отождествляют с примитивным (простым) стилем, зародившимся в XIX веке. Большинство этих картин похожи на рисунки детей, но у каждой из них взрослый подтекст. Несмотря на малую степень художественности и отсутствие профессионализма по сравнению с академическим искусством, произведения художников-самоучек наполнены добротой, искренностью и непосредственностью. Произведения наивного искусства отлично впишутся в любой интерьер.

Главные признаки примитивного искусства — отсутствие перспективы, одноцветный фон, плоскость фигур, расположение основного мотива на большей части полотна.В разных культурах всегда присутствовало наивное искусство, ибо это вид самодеятельного искусства, не требующего особых навыков. В последние десятилетия в разных странах, в том числе и России примитивизм стал пользоваться интересом и получил признание.

Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Лубок

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов
Лубо́клубочная картинкалубочный листпотешный листпростовикПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯНазвание произошло от досок особого пиления, которые назывались луб (палуба). На них ещё в XV в. писали планы, чертежи, рисунки. Потом появились так называемые «фряжские листы», а позже небольшие бумажные картинки стали называть просто лубок (лубочная народная картинка).
Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

История

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).

Адам и Ева. Гравёр (резных дел мастер) Василий Корень. XVII век.В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппине; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов.

В России

История

В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы».В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези».Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата.Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых.Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.

Медведь с козою прохлаждается (XVIII век)Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности).Лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим — пуп земли).

Храбрый Витязь Франц Венециан (XIX век)

Производство лубков

Гравёры назывались «фряжских резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.

В. А. Табурин, Много выбирать— женатым не бывать (1900-е)Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины.Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети.

Куликовская битва (1890-е)Позднее появился более совершенный способ производить лубочные картины, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске.Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.Простовиков, то есть самых дешевых картинок, стоимостью в 1/2 копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн. ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.

Популярность

Лубки полюбились в России сразу и всем без исключения. Их можно было встретить в царских палатах, в холопьей избе, на постоялом дворе, в монастырях.Есть документы, свидетель­ствующие, что у патриарха Никона их было двести семьдесят штук, большей частью, правда, еще фряжских. А царевичу Пет­ру покупали уже немало и отечественных, в его комнатах их насчитывалось около ста. Причин столь стремительной и широкой популярности нехитрых вроде бы картинок две.

Тарелка «Птица Сирин»Во-первых, лубки заменяли простому человеку недоступные ему книги: учебники, начиная с азбуки и арифметики и кончая козьмографией (астрономией), художественную литературу — в лубках чередой последовательных картинок, как в клеймах житийных икон, с обширными подписями пересказывались или публиковались былины, повести.Сбитеньщик и ходебщик тарелкаПриключенческие переводные романы о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче, сказки, песни, пословицы. Были лубки наподобие информационных бюллетеней и газет, сообщавшие о самых важных государственных событиях, о войнах, о жизни в других странах.Ах чёрный глаз, поцелуй хоть раз, тарелкаБыли толкующие священное писание, изображавшие крупнейшие монастыри и города. Были лубки-лечебники и про всякие народные поверья и приметы. Бы­ли злейшие сатиры.

В России

В России народные картинки получили широкое распространение в XVII-XX вв. Стоили они дешево (купить их могли даже малообеспеченные слои населения) и нередко выполняли функцию декоративного оформления.Тарелка Рыба китЛубочные листы выполняли социально-развлекательную роль газеты или букваря. Именно они являются прообразом современных календарей, постеров, комиксов и плакатов. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы.

Типы лубков

  • Духовно-религиозные — В византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.
  • Философские.
  • Юридические — изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Ёрш Ершович Щетинников».
  • Исторические — «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.
  • Сказочные — сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.
  • Праздники — изображения святых.
  • Конница — лубки с изображением всадников.
  • Балагурник — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Способ расцветки

Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль.Адам и Ева. Гравёр (резных дел мастер) Василий Корень. XVII век.Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Преимущества печатной картинки

Первыми преимущества печатной картинки раскусили в Москве все те же завсегдатаи Спасского моста, или Спасского Крестца, как тогда чаще называли это место. Книжная торговля-то там и до лубка процветала — главный торг России был по этой части.Но только книжки продавали больше рукописные и очень часто самого ядовитого свойства, типа сатирических «Попа Саввы — большой славы» и «Службы кабаку». Сами сочинители и их приятели — художники из такого же простонародья — рисовали к этим книжкам и картинки-иллюстрации, или вшивали их в страницы, или продавали отдельно. Но много ли от руки нарисуешь?!

Изготовление

Эти-то сочинители и художники и обратили внимание на лубки, которые привозили иноземцы сначала в подарок московскому царю и боярам, а потом и на широкую продажу.Илья Муромец и Соловей-разбойник (XVIII век)Оказалось, что и изготавливать их не так уж сложно, притом печатать с одной доски можно многие тысячи картин, да еще вместе с текстом, вырезаемым таким же образом рядом с рисунком. Кто-то из иноземцев или из белорусов, видимо, и первый станок в Москве соорудил и готовые доски для образца привез.

И.Д. Сытин

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью.Раскольник и цирюльник (1770-е)И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.

Формирование стиля

Молодой еще русский лубок, конечно, заимствовал у других искусств, и в первую очередь у русской иконописи и книжной миниатюры, очень многое и посему в художественном отношении скоро стал как бы своеобразным сплавом, синтезом всего лучшего, что выработало русское искусство за предыдущие века своего существования.Шут Фарнос верхом на свинье (XVIII век)Но только до чего же лубочники заострили и утрировали все формы, до чего же усилили контрастность и рас­калили краски, раскалили до такой степени, что каждый лист буквально горит, брызжет веселым многоцветьем.

В наше время

В современном мире стиль лубка не забыт. Его широко используют в иллюстрациях, театральных декорациях, росписях и оформлениях интерьера. Выпускается посуда, плакаты, календари.В современной моде лубок тоже нашёл отражение.В рамках 22-го «Текстильного салона» в Иваново, была представлена коллекция Егора Зайцева, «iVANOVO. Лубок».
Для любых предложений по сайту: [email protected]