Расстояние от колонки до стены и ящиков - Подсказки инженера

Расстояние от колонки до стены и ящиков

Расстояние от колонки до стены и ящиков

«Мой дизайнер отвёл под компоненты домашнего театра и колонки следующие места в комнате: вот тут, тут и тут»

Домашний кинотеатр на практике. Часть 1

Эта статья открывает цикл материалов, рассказывающий о наиболее волнующих вопросах, которые, так или иначе, возникают при подборе и инсталляции домашнего театра. Сегодня мы поговорим о возможных вариантах расстановки акустических систем в комнате. Само собой, будут рассмотрены и типичные ситуации с отечественными малогабаритными комнатами.

Как всё должно быть в идеале

Не секрет, что построить серьёзный домашний кинотеатр, соблюдая все правила, можно только при наличии двух вещей: желания и больших денег 🙂В идеале для домашнего театра отводится специальное помещение. Особо состоятельные ценители кино часто строят комнату специально под домашний театр. Геометрия комнаты в таком случае рассчитывается специально под определённую аудиосистему, которая и будет установлена в помещении. Да и акустическая оптимизация помещения проводится очень серьёзная. Но в этом случае площадь комнаты часто зашкаливает за сотню квадратных метров, а стоимость оборудования и работ может оцениваться во многие десятки или даже сотни тысяч долларов. Именно поэтому таких проектов в наше время не так много, как можно подумать. Чаще при наличии достаточной суммы денег выделяется отдельная комната (обычно 30-80 м²) под домашний кинотеатр, а стоимость оборудования и работ не превышает нескольких десятков тысяч долларов.Но большинство людей не имеют таких серьёзных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры. Сегодняшняя статья будет интересна как раз этой категории людей.Но первым делом необходимо рассказать об отправной точке. То есть о том, каким образом акустические системы домашнего кинотеатра должны располагаться в комнате, если соблюдать все правила. Сразу оговорюсь, что про установку сабвуфера в данной статье речь не пойдёт, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расположения в комнате предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. И тут существует огромное количество возможных комбинаций, описать даже часть которых просто нереально. А по сему, могу предложить два метода решения проблемы установки сабвуфера:1. Включите какую-нибудь музыкальную композицию с чётким и выразительным басом (скажем, такую, в которой будет звучать акустический контрабас) и начните экспериментировать: поставьте сабвуфер в какое-либо место комнаты, сядьте на заранее определённое место прослушивания системы домашнего театра и слушайте. Если бас чёткий, чистый и не гудящий, если вы слышите не «кашу» и «грохот», а именно контрабас, то можете оставлять сабвуфер на том месте и радоваться, что эксперимент так удачно и быстро закончился. Если же бас вас не устраивает — продолжайте пробовать ставить сабвуфер в другие точки комнаты и слушать результат. Не исключено, что придётся сделать в комнате небольшую перестановку мебели.2. Второй вариант называется «от противного». Он проще, эффективнее и отнимает меньше времени. Но помните, что бас в тестовой музыкальной композиции дожен быть как можно более продолжительным по времени и однообразным по звучанию, ведь вам предстоит… ползать по комнате. Итак, поставьте сабвуфер на то место, где вы предполагаете сидеть во время просмотра кино. Включите тестовый трэк и начинайте неспеша ползать по комнате. К сожалению, ползать придётся на четвереньках, чтобы голова оказалась на высоте около 30-40 см. от пола. Это не очень-то удобно, но делать нечего. Цель этого мероприятия — найти то место в комнате, где бас работающего сабвуфера будет наиболее комфортным и корректным. Туда и ставьте сабвуфер.Ну а далее мы будем говорить лишь об установке основных каналов — полнодиапазонных акустических систем фронтальных каналов, тыловых каналов и центрального канала.Если представить, что все акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует, глядя на эту схему. В данном случае описывается модель расстановки системы для работы комплекса по схеме 5.1 (пять каналов, один сабвуфер). Именно при таком расположении АС и производится сведение многоканальных саундтрэков к кинофильмам в современных студиях:Центр и фронтальная пара расположены на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны. Расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110° к оси «слушатель — экран».

В этом случае минимизируются все возможные неточности, связанные с искусственной задержкой, вводимой для компенсации звучания при некорректном расположении АС в пространстве, а также уравнивается влияние акустики помещения на все АС. В теории все каналы совершенно равнозначны как по громкости, так и по звуковоспроизведению, что нам и нужно в настоящем домашнем театре.На практике же многие неточности в подборе и размещении АС можно скомпенсировать электроникой AV-ресивера или AV-процессора.На следующей схеме приведена схема идеального размещения АС в домашнем кинотеатре, работающим с 7.1 звуком.В данном случае тыловых АС не 2, а 4 — две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади.

Так что, если позволяют возможности и ситуация, при расстановке АС в домашнем театре нужно ориентироваться именно на эти две схемы размещения (для 5.1 системы и для 7.1 системы), ибо они являются референсными. Только не забудьте про акустическую обработку помещения — это очень важная деталь при постройке домашнего театра. И отнестись к этому нужно серьёзно, поскольку плохая акустика помещения с лёгкостью «убьёт» звук даже самого дорогого и грамотно подобранного комплекса.

Как это выглядит на практике

Если попытаться построить 5.1 домашний кинотеатр по референсной схеме, то выглядеть это будет примерно вот так:

Если же у вас есть желание построить кинотеатр не только для двух-трёх человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел. Однако, и тут есть свои подводные камни. Например, размещать всех сидящих вот таким образом не стоит.

Дело в том, что сидящие по краям (на креслах) слушатели будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля (зелёная зона на рисунке), потому что будут ощущать явный дисбаланс каналов театра: ближайшая тыловая АС будет буквально «долбить» в ухо (нет-нет, название Dolby Digital не от этого пошло), а наиболее удалённой от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Ввиду чего, полностью пропадёт эффект присутствия в гуще событий, и удовольствия от просмотра не будет никакого.Разместить всех корректно можно, поставив диван и кресла следующим образом:

Если комната, в которой установлен домашний театр, имеет площадь около 25-30 м², то одна пара тыловых АС не сможет охватить всех сидящих (а размещать в такой комнате более 5-6 человек не следует) — в этом случае крайне желательно установить вторую пару тылов (как на схеме). То есть, получится, что каждая пара тыловых АС работает для определённой зоны (в данном случае, для одного ряда сидящих людей) — именно так и происходит в больших кинотеатрах: в зале устанавливается множество АС тыловых каналов, чтобы каждый сидящий не чувствовал дисбаланса каналов в системе.Ну а если ваша комната прослушивания имеет площадь 40 м² и более, то создать корректное звуковое поле для всех сидящих (до 10 человек по схеме «3 ряда по 3 кресла») можно и одной парой достаточно мощных АС, ведь колонки будут располагаться на приличном удалении от сидящих, а значит их звук будет успевать распространяться более широко.Если попробовать построить домашний театр 7.1 по референсной схеме, то выглядеть система будет примерно так:

Опять же, в случае желания обустроить театр для 5-6 человек, можно воспользоваться дополнительной парой боковых АС окружающего звука (пара тыловых АС будет в любом случае одна). Если же комната достаточно большая, то можно воспользоваться референсной схемой размещения для 7.1 систем (рисунок выше). И ещё: в случае построения 7.1 системы по схеме с двумя парами боковых АС окружающего звучания (как на рисунке ниже) необходимо первую пару боковых АС окружающего звучания чуть сместить назад, относительно первого ряда сидящих, и сориентировать динамики этих боковых АС на первый ряд (как на схеме ниже), иначе зрители второго ряда будут слышать звук боковых АС первого ряда, то есть тыловые колонки первого ряда окажутся для сидящих во втором ряду впереди, и, следовательно, перестанут быть тыловыми — получится не очень хорошо, так как многие эффекты будут воспроизводиться не совсем корректно.

Если комната не слишком велика

В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:

Нет, уважаемые, так делать не надо. Причина та же самая: сидящие в крайних креслах всё равно не будут находится в «зелёной зоне» (поэтому удовольствия от просмотра не будет никакого), да ещё и тыловые АС будут загораживать собой. Так что наиболее правильной является вот такая схема размещения, если речь идёт о комнате площадью 10-20 м²

«Я так хочу!» или «по-другому не получается»

Очень часто встречается ситуация, когда домашний театр пытаются поставить по диагональной схеме. И должен вам сказать, уважаемые читатели, что это весьма неудачная идея.Часто многие приносят план комнаты и говорят: «у меня будет система стоять вот так — это уже решено».

И затем следует второй вопрос: «куда повесить тыловые АС, чтобы всем сидящим было комфортно?». Ответ — это невозможно.При таком расположении слушателей создать корректное звуковое поле можно только для одного человека, сидящего в угловом кресле. Просто при попытке повесить тыловые АС широко, дабы охватить всех сидящих, получится ситуация, когда для сидящего в угловом кресле тыловые АС окажутся впереди, а сидящие на диване всё равно будут слышать заметный дисбаланс каналов. Так что остаётся «театр для одного человека»

При этом, крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника (см. референсную схему).При желании, вместо кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придётся вешать немного шире. Главное не перестарайтесь: помните, что желательно соблюдать угол 110° для тыловых АС (см. референсную схему).А вот примеры совсем некорректного размещения АС комплекса. Думаю, не надо объяснять причину — достаточно взглянуть на референсную схему.

Насущные вопросы

На какую высоту надо вешать тыловые АС?— Поскольку колонки часто имеют разные характеристики направленности, то вымерять каждый градус или сантиметр не стоит. Постройте угол 30-40° с вершиной в точке прослушивания, где за нулевую высоту принимается уровень головы слушателя. Старайтесь максимально точно следовать референсным схемам (для систем 5.1 и для систем 7.1). Получится, что тыловые АС будут висеть выше головы слушателя (примерно на 0,6-1,5 метра в зависимости от расстояния тыловых АС до слушателя).На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.

Если же тыловые колонки в системе не будут располагаться на стене, а будут стоять на полу, то сильно переживать не стоит. Хотя лучше, когда тыловые АС являются «полочниками», ведь в этом случае есть возможность использовать довольно высокие подставки (1-1,5 метра — в зависимости от расстояния от слушателя до АС) или даже повесить эти АС на стену (существует множество кронштейнов для этого).А как вешать дипольные тыловые АС?— Что касается высоты, то здесь всё остаётся без изменений, а что касается расположения, то обычно к каждой модели подобных колонок даётся рекомендация производителя. Если описать в общих чертах, то обычно такие колонки вешаются строго по бокам от слушателей, но с учётом, что за спинами слушателей есть некоторое пространство и стены (диван стоит хотя бы на расстоянии 1,5-2 метра от задней стены и на таком же — от каждой из боковых), поскольку для корректной работы таких АС нужно обеспечить корректные отражения звуковых волн этих АС от стен. В этом плане диполи более требовательнее, чем обычные однонаправленные АС.Имеет ли смысл строить 7.1-систему в небольшой комнате площадью 10-15 м²?— Особого смысла в этом нет, поскольку АС окружающего звучания будут находиться довольно близко от головы слушателя, а значит легко локализовываясь на слух, что не есть правильно. А в случае расположения дивана вплотную к стене театр 7.1 вообще не возможен. Так что лучше построить 5.1, но с умом.Насколько можно отступать от референсной схемы?— Что касается вариантов расположения АС, то это уже описано выше. Можно лишь сделать одно дополнение: если домашний театр строится в относительно большой комнате с расчётом на размещение нескольких (более 3) человек, то центральную и фронтальные АС лучше размещать в одну линию. Если же говорить о расстоянии от слушателей до тыловых АС, то крайне желательно соблюдать хотя бы симметрию. То есть, расстояние до левой и правой АС должны быть равны в идеале. Но если это не так, или если возникают ещё какие-то небольшие отклонения от референсной схемы (особенно, в плане расстояния), то бить тревогу не стоит, поскольку в современных AV-ресиверах и процессорах существует множество настроек для компенсации не корректного размещения АС в довольно широких пределах.«Мой дизайнер отвёл под компоненты домашнего театра и колонки следующие места в комнате: вот тут, тут и тут»— Начнём с главного: какое отношение дизайнер интерьеров имеет к инсталляции домашних театров? Верно — никакое. Поэтому, самое страшное, когда дизайнер, исходя из своих художественных задумок, пытается оставить место для компонентов и колонок системы не по принципу «так должно быть», а по принципу «так гармонично выглядит». Должен предупредить, что в ещё пустой комнате надо заранее спланировать где и как будут расположены компоненты и колонки домашнего театра, а потом, с учётом этого, уже додумывать остальную обстановку в комнате, иначе может получиться не театр, а не пойми что. Так что, дизайнера в этой ситуации можно тактично попросить не лезть не в свои дела. Если Вы сами не готовы составить проект комнаты с планом театра, то лучше пригласите инсталлятора домашних театров, который сможет обговорить с дизайнером все аспекты будущей инсталляции — будет и в комнате красиво, и система будет установлена корректно.

Дополнительные антивибрационные системы не только помогут увеличить высоту акустики и идеально сориентировать высоту твитера. Это станет еще и дополнительным усилением п. 8, благоприятно сказавшись на качестве звучания! Если бюджета нет на фирменные плиты, развязку можно организовать, заказав обычные 5 см. алюминиевые или стальные плиты в размер оснований АС. А вот решения из мрамора зачастую могут навредить.

Как правильно расположить акустическую систему 5.1 в комнате

Начнем с азов. Избегайте квадратных комнат, ищите помещение, близкое к идеалу. Идеальной же считается прямоугольная комната, короткая стена которой не должна быть менее 4 метров, и с потолками высотой 3,5 м. Очень хорошо для акустики не параллельные стены, наличие эркера тоже приветствуется. Не ставьте акустическую систему по диагонали прямоугольной комнаты. Эффект «Рупора» исказит стереоэффект. Для звукового отражения хороши и препятствия. Ими могут быть стеллажи, мягкая мебель, портьеры из тяжелых тканейНо важно и не переборщить. Если вы перегрузите подушками и коврами комнату, то она будет ничуть не лучше пустой, где эхо гуляет, как в горахРасстояние от стен – еще один важный моментДве колонки, поставленные вдоль короткой стены комнаты на расстояние 1/3 длины комнаты и около 0,7 м от длинных стен. Конечно, такие условия соблюсти практически невозможно, важно просто стремиться к идеалу. Это правило не касается тыловой акустики домашних кинотеатров, размещаемой в углахПоследнее условие, не менее важное, чем предыдущие, — высота размещения колонок. Лучше, чтобы высокочастотный динамик (меньший из всех) был выше уровня ушей сидящего человека примерно на 10 смЧтобы отрегулировать высоту колонок, используйте подставки и постаменты. Передние панели колонки разверните в сторону слушателей.А теперь о положении слушателя. Если представить себе равносторонний треугольник, в углах основания которого находятся колонки, то место слушателя – вершина этого треугольника. При установке системы 5,1 угол между парой тыловых колонок и слушающим должен составлять 120 градусов, а в вершинах равностороннего треугольника остаются фронтальные. Если провести прямую через ухо слушателя, то он должен видеть тыловые АС под углом примерно 30 градусов к этой прямой. Воспользуйтесь режимом компенсации неточностей в расположении колонок и слушателей, поскольку многие производители облегчаю жизнь пользователя таким режимом.

На полу

По качеству звука лидируют напольные акустические системы. Их современный образ – высокие, узкие корпуса передним размещением динамиков. Сзади находятся контакты для подключения. Это помогает получить довольно мощные басы, позволяющие обходиться без сабвуфера в домашних кинотеатрах (5.0 называется такая конфигурация).Если колонки незаметные и элегантные, это, как правило, не гарантия хорошего звука. Хотя бывают и исключения.Часть паразитных отражений устраняют колонки со скругленными боковыми стенками.
Если задумаете поставить на АС, например, светильники, посмотрите, чтобы поверхность была плоской, сверху чтобы не было стальных пластин, выполняющих роль акустического зеркала.
В более высокой ценовой категории есть акустика, при оформлении которой используются ценные породы дерева, натуральная кожа, вставки из антрацитового стекла. Любителям ультрамодерна подойдут варианты в ярко-красном цвете. Колонки могут играть роль колонн, внушительно поднимаясь к самому потолку. Таким образом, напольная акустика может выступать как самостоятельный элемент дизайна.

…И на полке

Более экономным вариантом будут полочные колонки. Располагать на полке книжного шкафа или или на стене можно лишь в случае, если других вариантов нет, или это тыловые колонки домашнего кинотеатра.
В остальных случаях рассматривать акустику следует только вместе со специальными стойками. Стойки могут быть того же производителя, что и колонки. Но если конструкция или модель другой фирмы задела ваше сердце, смело можете исполнять самые смелые фантазии в дизайне. Выбор таких стоек необычайно интересен и обширен.Очень удачно вписываются в дизайн помещения «электростаты» Это плоские колонки с большой мембраной и корпусом в форме доски. Электостаты, или планары, относятся к аудиофильской акустике, в которой высочайшее качество сочетается с не менее высокой же ценой.

А еще на потолке и в стене

Самой незаметной в помещении будет встраиваемая акустика. Чаще всего это передняя панель и динамик, закрепленный на ней. Такую систему можно встраивать в потолок, стены, а также размещать в саду.Закрывает динамики так называемый «гриль» — ткань, цвет которой можно подобрать под отделку стен.
Акустика для потолков еще более плоская. Круглый фланец, ободок вокруг динамика, — вот и весь корпус, прекрасно интегрируемый в потолки.В современный интерьер можно легко вписать любую акустическую систему – все зависит от ваших предпочтений и возможностей.
В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:

Домашний кинотеатр на практике. Часть 1

Эта статья открывает цикл материалов, рассказывающий о наиболее волнующих вопросах, которые, так или иначе, возникают при подборе и инсталляции домашнего театра. Сегодня мы поговорим о возможных вариантах расстановки акустических систем в комнате. Само собой, будут рассмотрены и типичные ситуации с отечественными малогабаритными комнатами.

Как всё должно быть в идеале

Не секрет, что построить серьёзный домашний кинотеатр, соблюдая все правила, можно только при наличии двух вещей: желания и больших денег 🙂В идеале для домашнего театра отводится специальное помещение. Особо состоятельные ценители кино часто строят комнату специально под домашний театр. Геометрия комнаты в таком случае рассчитывается специально под определённую аудиосистему, которая и будет установлена в помещении. Да и акустическая оптимизация помещения проводится очень серьёзная. Но в этом случае площадь комнаты часто зашкаливает за сотню квадратных метров, а стоимость оборудования и работ может оцениваться во многие десятки или даже сотни тысяч долларов. Именно поэтому таких проектов в наше время не так много, как можно подумать. Чаще при наличии достаточной суммы денег выделяется отдельная комната (обычно 30-80 м²) под домашний кинотеатр, а стоимость оборудования и работ не превышает нескольких десятков тысяч долларов.Но большинство людей не имеют таких серьёзных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры. Сегодняшняя статья будет интересна как раз этой категории людей.Но первым делом необходимо рассказать об отправной точке. То есть о том, каким образом акустические системы домашнего кинотеатра должны располагаться в комнате, если соблюдать все правила. Сразу оговорюсь, что про установку сабвуфера в данной статье речь не пойдёт, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расположения в комнате предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. И тут существует огромное количество возможных комбинаций, описать даже часть которых просто нереально. А по сему, могу предложить два метода решения проблемы установки сабвуфера:1. Включите какую-нибудь музыкальную композицию с чётким и выразительным басом (скажем, такую, в которой будет звучать акустический контрабас) и начните экспериментировать: поставьте сабвуфер в какое-либо место комнаты, сядьте на заранее определённое место прослушивания системы домашнего театра и слушайте. Если бас чёткий, чистый и не гудящий, если вы слышите не «кашу» и «грохот», а именно контрабас, то можете оставлять сабвуфер на том месте и радоваться, что эксперимент так удачно и быстро закончился. Если же бас вас не устраивает — продолжайте пробовать ставить сабвуфер в другие точки комнаты и слушать результат. Не исключено, что придётся сделать в комнате небольшую перестановку мебели.2. Второй вариант называется «от противного». Он проще, эффективнее и отнимает меньше времени. Но помните, что бас в тестовой музыкальной композиции дожен быть как можно более продолжительным по времени и однообразным по звучанию, ведь вам предстоит… ползать по комнате. Итак, поставьте сабвуфер на то место, где вы предполагаете сидеть во время просмотра кино. Включите тестовый трэк и начинайте неспеша ползать по комнате. К сожалению, ползать придётся на четвереньках, чтобы голова оказалась на высоте около 30-40 см. от пола. Это не очень-то удобно, но делать нечего. Цель этого мероприятия — найти то место в комнате, где бас работающего сабвуфера будет наиболее комфортным и корректным. Туда и ставьте сабвуфер.Ну а далее мы будем говорить лишь об установке основных каналов — полнодиапазонных акустических систем фронтальных каналов, тыловых каналов и центрального канала.Если представить, что все акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует, глядя на эту схему. В данном случае описывается модель расстановки системы для работы комплекса по схеме 5.1 (пять каналов, один сабвуфер). Именно при таком расположении АС и производится сведение многоканальных саундтрэков к кинофильмам в современных студиях:Центр и фронтальная пара расположены на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны. Расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110° к оси «слушатель — экран».

В этом случае минимизируются все возможные неточности, связанные с искусственной задержкой, вводимой для компенсации звучания при некорректном расположении АС в пространстве, а также уравнивается влияние акустики помещения на все АС. В теории все каналы совершенно равнозначны как по громкости, так и по звуковоспроизведению, что нам и нужно в настоящем домашнем театре.На практике же многие неточности в подборе и размещении АС можно скомпенсировать электроникой AV-ресивера или AV-процессора.На следующей схеме приведена схема идеального размещения АС в домашнем кинотеатре, работающим с 7.1 звуком.В данном случае тыловых АС не 2, а 4 — две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади.

Так что, если позволяют возможности и ситуация, при расстановке АС в домашнем театре нужно ориентироваться именно на эти две схемы размещения (для 5.1 системы и для 7.1 системы), ибо они являются референсными. Только не забудьте про акустическую обработку помещения — это очень важная деталь при постройке домашнего театра. И отнестись к этому нужно серьёзно, поскольку плохая акустика помещения с лёгкостью «убьёт» звук даже самого дорогого и грамотно подобранного комплекса.

Как это выглядит на практике

Если попытаться построить 5.1 домашний кинотеатр по референсной схеме, то выглядеть это будет примерно вот так:

Если же у вас есть желание построить кинотеатр не только для двух-трёх человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел. Однако, и тут есть свои подводные камни. Например, размещать всех сидящих вот таким образом не стоит.

Дело в том, что сидящие по краям (на креслах) слушатели будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля (зелёная зона на рисунке), потому что будут ощущать явный дисбаланс каналов театра: ближайшая тыловая АС будет буквально «долбить» в ухо (нет-нет, название Dolby Digital не от этого пошло), а наиболее удалённой от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Ввиду чего, полностью пропадёт эффект присутствия в гуще событий, и удовольствия от просмотра не будет никакого.Разместить всех корректно можно, поставив диван и кресла следующим образом:

Если комната, в которой установлен домашний театр, имеет площадь около 25-30 м², то одна пара тыловых АС не сможет охватить всех сидящих (а размещать в такой комнате более 5-6 человек не следует) — в этом случае крайне желательно установить вторую пару тылов (как на схеме). То есть, получится, что каждая пара тыловых АС работает для определённой зоны (в данном случае, для одного ряда сидящих людей) — именно так и происходит в больших кинотеатрах: в зале устанавливается множество АС тыловых каналов, чтобы каждый сидящий не чувствовал дисбаланса каналов в системе.Ну а если ваша комната прослушивания имеет площадь 40 м² и более, то создать корректное звуковое поле для всех сидящих (до 10 человек по схеме «3 ряда по 3 кресла») можно и одной парой достаточно мощных АС, ведь колонки будут располагаться на приличном удалении от сидящих, а значит их звук будет успевать распространяться более широко.Если попробовать построить домашний театр 7.1 по референсной схеме, то выглядеть система будет примерно так:

Опять же, в случае желания обустроить театр для 5-6 человек, можно воспользоваться дополнительной парой боковых АС окружающего звука (пара тыловых АС будет в любом случае одна). Если же комната достаточно большая, то можно воспользоваться референсной схемой размещения для 7.1 систем (рисунок выше). И ещё: в случае построения 7.1 системы по схеме с двумя парами боковых АС окружающего звучания (как на рисунке ниже) необходимо первую пару боковых АС окружающего звучания чуть сместить назад, относительно первого ряда сидящих, и сориентировать динамики этих боковых АС на первый ряд (как на схеме ниже), иначе зрители второго ряда будут слышать звук боковых АС первого ряда, то есть тыловые колонки первого ряда окажутся для сидящих во втором ряду впереди, и, следовательно, перестанут быть тыловыми — получится не очень хорошо, так как многие эффекты будут воспроизводиться не совсем корректно.

Если комната не слишком велика

В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:

Нет, уважаемые, так делать не надо. Причина та же самая: сидящие в крайних креслах всё равно не будут находится в «зелёной зоне» (поэтому удовольствия от просмотра не будет никакого), да ещё и тыловые АС будут загораживать собой. Так что наиболее правильной является вот такая схема размещения, если речь идёт о комнате площадью 10-20 м²

«Я так хочу!» или «по-другому не получается»

Очень часто встречается ситуация, когда домашний театр пытаются поставить по диагональной схеме. И должен вам сказать, уважаемые читатели, что это весьма неудачная идея.Часто многие приносят план комнаты и говорят: «у меня будет система стоять вот так — это уже решено».

И затем следует второй вопрос: «куда повесить тыловые АС, чтобы всем сидящим было комфортно?». Ответ — это невозможно.При таком расположении слушателей создать корректное звуковое поле можно только для одного человека, сидящего в угловом кресле. Просто при попытке повесить тыловые АС широко, дабы охватить всех сидящих, получится ситуация, когда для сидящего в угловом кресле тыловые АС окажутся впереди, а сидящие на диване всё равно будут слышать заметный дисбаланс каналов. Так что остаётся «театр для одного человека»

При этом, крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника (см. референсную схему).При желании, вместо кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придётся вешать немного шире. Главное не перестарайтесь: помните, что желательно соблюдать угол 110° для тыловых АС (см. референсную схему).А вот примеры совсем некорректного размещения АС комплекса. Думаю, не надо объяснять причину — достаточно взглянуть на референсную схему.

Насущные вопросы

На какую высоту надо вешать тыловые АС?— Поскольку колонки часто имеют разные характеристики направленности, то вымерять каждый градус или сантиметр не стоит. Постройте угол 30-40° с вершиной в точке прослушивания, где за нулевую высоту принимается уровень головы слушателя. Старайтесь максимально точно следовать референсным схемам (для систем 5.1 и для систем 7.1). Получится, что тыловые АС будут висеть выше головы слушателя (примерно на 0,6-1,5 метра в зависимости от расстояния тыловых АС до слушателя).На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.

Если же тыловые колонки в системе не будут располагаться на стене, а будут стоять на полу, то сильно переживать не стоит. Хотя лучше, когда тыловые АС являются «полочниками», ведь в этом случае есть возможность использовать довольно высокие подставки (1-1,5 метра — в зависимости от расстояния от слушателя до АС) или даже повесить эти АС на стену (существует множество кронштейнов для этого).А как вешать дипольные тыловые АС?— Что касается высоты, то здесь всё остаётся без изменений, а что касается расположения, то обычно к каждой модели подобных колонок даётся рекомендация производителя. Если описать в общих чертах, то обычно такие колонки вешаются строго по бокам от слушателей, но с учётом, что за спинами слушателей есть некоторое пространство и стены (диван стоит хотя бы на расстоянии 1,5-2 метра от задней стены и на таком же — от каждой из боковых), поскольку для корректной работы таких АС нужно обеспечить корректные отражения звуковых волн этих АС от стен. В этом плане диполи более требовательнее, чем обычные однонаправленные АС.Имеет ли смысл строить 7.1-систему в небольшой комнате площадью 10-15 м²?— Особого смысла в этом нет, поскольку АС окружающего звучания будут находиться довольно близко от головы слушателя, а значит легко локализовываясь на слух, что не есть правильно. А в случае расположения дивана вплотную к стене театр 7.1 вообще не возможен. Так что лучше построить 5.1, но с умом.Насколько можно отступать от референсной схемы?— Что касается вариантов расположения АС, то это уже описано выше. Можно лишь сделать одно дополнение: если домашний театр строится в относительно большой комнате с расчётом на размещение нескольких (более 3) человек, то центральную и фронтальные АС лучше размещать в одну линию. Если же говорить о расстоянии от слушателей до тыловых АС, то крайне желательно соблюдать хотя бы симметрию. То есть, расстояние до левой и правой АС должны быть равны в идеале. Но если это не так, или если возникают ещё какие-то небольшие отклонения от референсной схемы (особенно, в плане расстояния), то бить тревогу не стоит, поскольку в современных AV-ресиверах и процессорах существует множество настроек для компенсации не корректного размещения АС в довольно широких пределах.«Мой дизайнер отвёл под компоненты домашнего театра и колонки следующие места в комнате: вот тут, тут и тут»— Начнём с главного: какое отношение дизайнер интерьеров имеет к инсталляции домашних театров? Верно — никакое. Поэтому, самое страшное, когда дизайнер, исходя из своих художественных задумок, пытается оставить место для компонентов и колонок системы не по принципу «так должно быть», а по принципу «так гармонично выглядит». Должен предупредить, что в ещё пустой комнате надо заранее спланировать где и как будут расположены компоненты и колонки домашнего театра, а потом, с учётом этого, уже додумывать остальную обстановку в комнате, иначе может получиться не театр, а не пойми что. Так что, дизайнера в этой ситуации можно тактично попросить не лезть не в свои дела. Если Вы сами не готовы составить проект комнаты с планом театра, то лучше пригласите инсталлятора домашних театров, который сможет обговорить с дизайнером все аспекты будущей инсталляции — будет и в комнате красиво, и система будет установлена корректно.

Сейчас усилия разработчиков Hi-Fi-акустики сосредоточены в частности на том, чтобы сделать импеданс колонок стабильным, то есть максимально «легким» для усилителей. Транзисторный усилитель производит больше искажений при работе на 4-омную акустику, чем на 8-омную, хотя эта разница не столь существенна (типичное значение 0,018% искажений против 0,022%) что бы считать 4-омные колонки неподходящей нагрузкой.

СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. АКУСТИКА

Перевод с HI-FI World.co.ukКолонки небольшого размера как правило стоят недорого, но способны звучать очень хорошо. Компактные размеры корпуса при правильном расчете позволяет им сформировать великолепную стереосцену. За счет меньших размеров конструкция таких колонок более жесткая, чем у напольных АС, а значит, то есть окраска звука будет минимальной. Басовики небольшого диаметра лучше приспособлены для воспроизведения вокала, чем крупные НЧ-динамики напольников. Разумеется, у полочных колонок есть свои недостатки, и сейчас мы научимся их минимизировать.


Компания B&W поставляет двухсекционную заглушку для фазоинвертора своей 686-модели: установите ее при размещении колонок близко к стене, и уберите при их свободном размещении на подставках. Если вы хотите подключить АС по схеме bi-wiring, то снимите показанные на фото перемычки с блока разъемов. Если для подсоединения колонок вы планируете использовать 4-мм разъемы «банан», то пластиковые вставки в гнездах необходимо вытащить.

Мощность и чувствительность

В противовес распространенному мнению компактная акустика требует для полноценной раскачки существенной подводимой мощности. Все дело в чувствительности таких колонок, которая редко превышает показатель 85 дБ — а это не очень много.Поэтому решение использовать для полочной акустики мощный усилитель выглядит вполне логичным. К сожалению, здесь вы столкнетесь с фундаментальными законами физики, которые будут не на вашей стороне. Если перестараться с громкостью на такой композиции, как, например, Merry Christmas Everybody группы Slade, то компактные колонки зазвучат напряженно. Все дело в том, что басовый динамик должен перемещать воздух для создания звукового давления, и вы увидите, что его диффузор пытается это делать, двигаясь с большой амплитудой. Однако из-за ограниченного размера получается это у такого басовика плохо.В конце концов попытки заставить звучать полочную акустику очень громко приведут только к появлению слышимых искажений. Хотя мощные усилители сейчас бывают малогабаритными, да и стоят подчас недорого, но это не лучший способ получения качественного звука. Вы не можете скомпенсировать ограниченное звуковое давление полочной акустики простым увеличением подаваемой на нее мощности — это приведет всего лишь к росту искажений, а, возможно, и к выходу ее динамиков из строя. Почти вся подводимая от усилителя электрическая мощность прикладывается к звуковой катушке динамика, рассеиваясь в виде тепла. А из за небольших размеров этой катушки (вытекающих из размеров самого динамика), перегреть и сжечь ее очень просто. Поэтому необходимо просто помнить, что компактная полочная акустика предназначена для озвучивания небольших комнат.

Размер имеет значение

Тестирование нами различных АС показало, что существует значительная разница в характере звучания миниатюрных полочных колонок и более крупных моделей, предназначенных для размещения на специальных стойках (под последними я понимаю колонки высотой около 30 см и объемом примерно 25 литров). Они будут более заметны в комнате, но зато обладают существенно более глубокими басами, высокой чувствительностью и разрешенной подводимой мощностью. Поэтому при возможности выбирайте именно такие модели, и не обольщайтесь насчет звуковых возможностей миниатюрной акустики.Если вы поставите крупную полочную АС вплотную к стене, то наверняка получите нежелательный подъем и перегрузку на басах. Однако это легко исправить. Большинство колонок имеют фазоинверторы — установив в них заглушку из пористого материала, вы понизите уровень басов и увеличите демпфирование. Таким образом можно заставить крупный полочник хорошо звучать при установке вблизи стены — например, изображенную на фото модель 686 фирмы B&W, которая специально комплектуется заглушками для фазоинвертора.Еще одним достойным внимания способом настройки басов я считаю (хотя некоторым это покажется недопустимым) использование регулятора тембра. Успех здесь во многом зависит от правильного расчета этой схемы в усилителе, и современные модели обладают лучшими регуляторами тембра, чем выпущенные в прошлые годы. Например, обратите внимание на настройки тембра НЧ в усилителе NAD C315BEE. При его установке на уровень — 1 дБ обеспечивается понижение частотной характеристики ниже значения 200 Гц, не затрагивая более высокие частоты — именно то, что и требуется. Таким образом удастся скомпенсировать размещение колонки вблизи стены, и этот способ имеет ряд преимуществ перед заглушкой фазоинвертора.Также можно использовать специальные стойки для размещения АС. Установите их сначала вплотную к стене, а потом постепенно отодвигайте от нее, пока не получите наилучший баланс между уровнем низких частот и качеством стереокартины.

Размещение у стены

Миниатюрная акустика обычно рассчитана на установку на книжной полке, или подобной опоре вблизи стены, так как близость последней позволяет повысить уровень ее басов. Это не идеальное размещение с остальных точек зрения, так как отраженные звуковые волны от стены накладываются на излучаемые колонкой. Такое взаимодействие вызывает понижения уровня сигнала на частотах около 300 Гц если, например, расстояние от стены составляет около 30 см.И это еще не все. Стереокартина также ухудшается и звук не такой гладкий, каким мог бы быть, но бас действительно будет наилучшим. Если комната имеет в длину около 4 метров, то нижнее значение резонансной частоты составит 45 Гц, то есть басы получатся вполне глубокими.Если вы решите, что установка колонки близко к стене вам подходит, то постарайтесь найти жесткую и крепкую полку. Она не обязательно должна быть произведена специализированной Hi-Fi-компанией — например, можно найти что-то подходящее в ассортименте магазина Икея. Если колонки имеют фазоинвертор на задней панели, то расстояние от него до стены должно составить хотя бы сантиметров 10, что бы не исказить звук. Колонки с передним фазоинвертором можно ставить вплотную к стене, но обычно подобные модели обладают более заметной окраской звука.Нередко производители ограничивают уровень басов колонок, рассчитанных на установку вблизи стены или на настенный монтаж, чтобы снизить опасность возникновения перегрузки по НЧ. Тогда установка АС у стены будет одной из опций для получения хороших басов, наряду все с той же регулировкой тембра.

Размещение АС

Колонки обычно устанавливают на расстоянии примерно 2,5 метра друг от друга, так, что бы ВЧ-динамики находились на уровне ушей сидящего слушателя, и немного разворачивают на него. Подобное размещение принято считать идеальным. Однако наши измерения показывают, что некоторые колонки звучат слишком ярко, будучи направленными непосредственно на слушателя. Стереокартина становится хуже, если АС установлены параллельно, зато она воспринимается в гораздо более широкой зоне чем при небольшом развороте колонок друг на друга. Поэтому определить оптимальное размещение АС в комнате прослушивания можно только экспериментальным путем. В частности, колонки с коаксиальными излучателями, Tannoy Dual Concentric и KEF Uni-Q, лучше слушать вне их акустической оси.Если вы используете напольные подставки, заполните их (при возможности) песком или дробью. Это придаст стойкам большую стабильность и акустическую инертность. Также общепринятым считается использование шипов в качестве опор стойки, но они опасны для деревянных полов — при частой перестановке АС они будут выглядеть так, как будто подверглись атаке древоточцев. В качестве разумной альтернативы шипам подойдут амортизирующие резиновые опоры, с другой стороны, под шипы можно подложить специальные металлические прокладки (в качестве которых подойдут и монетки). Главная идея здесь — сделать «посадку» колонок максимально жесткой, так как это дает более быстрый бас и позволяет расширить динамический диапазон звука. Разумеется, сами АС, установленные на стойке, должны опираться на шипы (если это предусмотрено конструкцией) или на амортизирующие прокладки.

Кабели

Всегда используйте специализированные акустические кабели. Даже недорогие провода таких компаний как Chord или аналогичных дадут серьезный прирост в качестве звука по сравнению с но-нейм продукцией. И чем больше будет длина кабеля, тем разница в звуке будет заметнее.Двухкабельное подключение АС также позволяет улучшить качество звука, особенно если длина соединения велика; часто для НЧ-секции используют провод с большим количеством тонких жил, а для ВЧ — с меньшим числом более толстых. Многие модели современной акустики выпускаются с блоком разъемов, подходящим для двухкабельного подключения. В случае снятия перемычек, которые соединяют ВЧ и НЧ-секции колонки, соответствующие части ее разделительного фильтра будут отключены друг от друга, что в некоторых случаях позволит улучшить качество звука.Еще одной полезной опцией, которую можно использовать при двухкабельном подключении АС, является возможность установки резистора последовательно с ВЧ-секцией в случае, если колонки звучат слишком ярко. Сопротивление этого резистора надо подбирать на слух, начиная со значения в 1 Ом, и далее выстраивая последовательную цепочку из таких резисторов до достижения наилучшего звучания. Следует брать углеродно-пленочные резисторы мощностью 1 Вт.

Согласование с усилителем

Компактные колонки немного отличаются от больших напольных АС и с точки зрения согласования с усилителем.

Сейчас усилия разработчиков Hi-Fi-акустики сосредоточены в частности на том, чтобы сделать импеданс колонок стабильным, то есть максимально «легким» для усилителей. Транзисторный усилитель производит больше искажений при работе на 4-омную акустику, чем на 8-омную, хотя эта разница не столь существенна (типичное значение 0,018% искажений против 0,022%) что бы считать 4-омные колонки неподходящей нагрузкой.


Установка регулятора тембра НЧ на значение — 1 дБ в усилителе NAD 315BEE позволяет понизить уровень басов. Это небольшое изменение АЧХ компенсирует размещение колонок близко к стене комнаты (на полке), и является хорошим решением. Тем не менее установка АС на специализированных стойках на расстоянии от стены в любом случае предпочтительнее.Во многих моделях современной акустики используются 4-омные НЧ-динамики для повышения чувствительности. Хотя усилителю, конечно, легче работать на 8-омную нагрузку, наличие мощного блока питания и эффективных теполоотводов выходных транзисторов обеспечивают его стабильную работу и на 4-омные колонки. Исходя из этого, выбирая компактные колонки, стоит отдавать предпочтение именно 4 или 6-омным моделям, как обладающим более высокой чувствительностью, а уж современный усилитель с ними справится.Полочная акустика способна обеспечить качественный звук, причем за весьма скромную цену — но в небольшой комнате. Правильно подберите компоненты системы, потратьте некоторое время на ее установку и настройку, купите хорошие кабели и подставки — и вы получите великолепный результат.

Чем ближе громкоговоритель размещен к стене, тем больше будет баса – но, и тем менее качественным он будет. Всего несколько моделей спикеров (например, легендарные Klipsch Klipschorn) требуют инсталляции в углах зала, остальные модели будут играть идеально лишь при выдвижении их вперед на 1/3 длины зала! При этом, если АС имеют выведенные назад большие порты фазоинвертора, их смело можно ставить и на расстоянии от стен в 1/2 от длины зала – именно такие комплексы вы часто можете лицезреть на High End выставках. «Кашу маслом» в случае жилого помещения испортить сложно.

Как правильно расположить акустическую систему 5.1 в комнате

Начнем с азов. Избегайте квадратных комнат, ищите помещение, близкое к идеалу. Идеальной же считается прямоугольная комната, короткая стена которой не должна быть менее 4 метров, и с потолками высотой 3,5 м. Очень хорошо для акустики не параллельные стены, наличие эркера тоже приветствуется. Не ставьте акустическую систему по диагонали прямоугольной комнаты. Эффект «Рупора» исказит стереоэффект. Для звукового отражения хороши и препятствия. Ими могут быть стеллажи, мягкая мебель, портьеры из тяжелых тканейНо важно и не переборщить. Если вы перегрузите подушками и коврами комнату, то она будет ничуть не лучше пустой, где эхо гуляет, как в горахРасстояние от стен – еще один важный моментДве колонки, поставленные вдоль короткой стены комнаты на расстояние 1/3 длины комнаты и около 0,7 м от длинных стен. Конечно, такие условия соблюсти практически невозможно, важно просто стремиться к идеалу. Это правило не касается тыловой акустики домашних кинотеатров, размещаемой в углахПоследнее условие, не менее важное, чем предыдущие, — высота размещения колонок. Лучше, чтобы высокочастотный динамик (меньший из всех) был выше уровня ушей сидящего человека примерно на 10 смЧтобы отрегулировать высоту колонок, используйте подставки и постаменты. Передние панели колонки разверните в сторону слушателей.А теперь о положении слушателя. Если представить себе равносторонний треугольник, в углах основания которого находятся колонки, то место слушателя – вершина этого треугольника. При установке системы 5,1 угол между парой тыловых колонок и слушающим должен составлять 120 градусов, а в вершинах равностороннего треугольника остаются фронтальные. Если провести прямую через ухо слушателя, то он должен видеть тыловые АС под углом примерно 30 градусов к этой прямой. Воспользуйтесь режимом компенсации неточностей в расположении колонок и слушателей, поскольку многие производители облегчаю жизнь пользователя таким режимом.

На полу

По качеству звука лидируют напольные акустические системы. Их современный образ – высокие, узкие корпуса передним размещением динамиков. Сзади находятся контакты для подключения. Это помогает получить довольно мощные басы, позволяющие обходиться без сабвуфера в домашних кинотеатрах (5.0 называется такая конфигурация).Если колонки незаметные и элегантные, это, как правило, не гарантия хорошего звука. Хотя бывают и исключения.Часть паразитных отражений устраняют колонки со скругленными боковыми стенками.
Если задумаете поставить на АС, например, светильники, посмотрите, чтобы поверхность была плоской, сверху чтобы не было стальных пластин, выполняющих роль акустического зеркала.
В более высокой ценовой категории есть акустика, при оформлении которой используются ценные породы дерева, натуральная кожа, вставки из антрацитового стекла. Любителям ультрамодерна подойдут варианты в ярко-красном цвете. Колонки могут играть роль колонн, внушительно поднимаясь к самому потолку. Таким образом, напольная акустика может выступать как самостоятельный элемент дизайна.

…И на полке

Более экономным вариантом будут полочные колонки. Располагать на полке книжного шкафа или или на стене можно лишь в случае, если других вариантов нет, или это тыловые колонки домашнего кинотеатра.
В остальных случаях рассматривать акустику следует только вместе со специальными стойками. Стойки могут быть того же производителя, что и колонки. Но если конструкция или модель другой фирмы задела ваше сердце, смело можете исполнять самые смелые фантазии в дизайне. Выбор таких стоек необычайно интересен и обширен.Очень удачно вписываются в дизайн помещения «электростаты» Это плоские колонки с большой мембраной и корпусом в форме доски. Электостаты, или планары, относятся к аудиофильской акустике, в которой высочайшее качество сочетается с не менее высокой же ценой.

А еще на потолке и в стене

Самой незаметной в помещении будет встраиваемая акустика. Чаще всего это передняя панель и динамик, закрепленный на ней. Такую систему можно встраивать в потолок, стены, а также размещать в саду.Закрывает динамики так называемый «гриль» — ткань, цвет которой можно подобрать под отделку стен.
Акустика для потолков еще более плоская. Круглый фланец, ободок вокруг динамика, — вот и весь корпус, прекрасно интегрируемый в потолки.В современный интерьер можно легко вписать любую акустическую систему – все зависит от ваших предпочтений и возможностей.
Для любых предложений по сайту: [email protected]