Постройка моторного катамарана из фанеры - Подсказки инженера

Постройка моторного катамарана из фанеры

Постройка моторного катамарана из фанеры

Палуба строится с помощью реек и деревянных брусков. Далее механизм крепят к шпангоутам болтами и гайками.

Как сделать самодельный катамаран

Для тех, кто проживает рядом с озером, рекой, морем или другими водоемами, такое средство передвижения по воде, как катамаран весьма актуально. В некоторых случаях подобный вид транспорта является необходимостью, поэтому должно отвечать ряду требований, в частности быть прочным и надежным. Приобрести катамаран удовольствие нельзя назвать дешевым, однако есть альтернатива – сделать его своими руками. Как это сделать грамотно, вы сможете узнать далее.

  • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
  • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
  • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.

Моторный катамаран

Изготавливается данный вид плавучего средства при помощи мопеда. Для этого достаточно поместить сухопутное средство передвижения на поплавках, скреплённых при помощи поперечных балок и зафиксировать на них машину.Корпуса данной сборки изготовлены из четырехмиллиметрового оргалита. После сгиба заготовки нужно просверлить отверстия на расстоянии пятидесяти миллиметров. Затем следует сшить корпус медной проволокой и вклеить туда транцевую доску с двумя шпангоутами. Затем стыки следует проклеить и после высыхания удалить проволоку. После удаления проволоки швы необходимо проклеить клеем и зафиксировать тканевыми полосами в три слоя.

В корпус следует вклеить стеклоткань, палубу изготовить из оргалита и прикрепить к корпусу при помощи эпоксидного клея и медной проволоки. Изнутри корпус необходимо покрыть паркетным лаком, а снаружи тщательно оклеить стеклотканью. Затем сосновые бруски необходимо применить в качестве балок поперечного сечения и прикрепить их эпоксидным клеем и шпангоутом.На торцах корпусов необходимо при помощи хомутов закрепить подшипники, выгнутые самостоятельно из стальных трёхмиллиметровых полосок. Маневренность данного моторного катамарана обеспечивается благодаря рулевым перьям. Они вырезаются из двенадцатимиллиметровой фанеры и навешиваются шарнирно на торцы при помощи самодельных петель.Далее необходимо снять с мопеда колёса и зафиксировать его при помощи осей шпилек в заднем и переднем узле крепления и заменить цепь более длинной, чтобы можно было перекинуть её через двигатель расположенный на гребном колесе.В конструкции своего катамарана вы можете использовать либо бензиновый двигатель, например .

Экипаж подбирался с трудом – не так-то просто найти столько свободного времени – поход предполагал длительность около 70 дней. Было решено, что весь путь со мной пройдет матросом мой давний друг Игорь Волков, благо занятие индивидуальным трудом позволяло ему это осуществить. Так как «Норд» не мог одновременно вместить в столь дальний поход более трех человек экипажа, мы решили, что на отдельных участках к нам будут присоединяться другие наши товарищи.

«Северная кругосветка» на швертботе «Норд». Часть2.

.

9 июля, понедельник. Наконец, дошли до устья Сухоны, даже не верится. Главное что лодка цела, хотя руль немного повредили. Здесь впадает река Юг и начинается Малая Северная Двина. Река широкая, хоть не глубокая, но фарватер обставлен хорошо. Началось судоходство. Ветер южный, идем под парусом, душа просто отдыхает. Через 6 часов прошли Котлас и вышли в Большую Северную Двину. Это уже река мощная, течение сильное, и наша скорость около 13 км/ч. Множество островов и проток, изредка встречаются суда с баржами. Обогнали пару плотов, а в общем, судоходство жиденькое. До Архангельска 600 км. Хоть ночи и белые, но спать и отдыхать надо. Игорь собирает по утрам грибы. В день проходим по 120–130 км, погода в основном безветренная, идем под мотором, благо наш «японец» ест бензина немного.

13 июля вечером подошли к устью реки Пинега. Здесь встретили первую яхту на Двине – «Бристоль», швертбот из Архангельска. 14 июля здорово потрепало. Северный ветер разогнал волну, да еще гроза с дождем. Догнали «Бристоль» – они порвали парус. Уже чувствуется влияние моря: появились приливы и отливы. Вставая на якорь у берега, надо быть внимательным. 15 июля утром – Архангельск. Борис Нарбеков, капитан яхты «Диамант» из Мурома, сообщил, что нас ждут, дал телефоны. Информация о походе «Норда» была запущена в интернет. Добрыми словами хочется сказать об архангельских ребятах, в первую очередь о Владимире Потапове, который встретил нас в речном яхт-клубе и организовал экскурсию по городу. Андрей Нейман помог с припасами. Сергей Лихно, капитан «Ориона» нашел нам карты Белого моря, бумажные, поскольку мы не имели GPS. Снабжали нас по телефону метеосводками в Белом море. За два дня в Архангельске перезнакомились со экипажами местных яхт.20 июля должен был стартовать первый этап Соловецкой регаты, но мы не стали дожидаться и пошли утром с отливом 17 июля, надеясь, что дождемся на Соловках. Вышли Мурманским рукавом, как советовали архангельские, в нем осталось еще кое-что от навигационной обстановки, быстро прошли дельту. Но море встретило нас неласково; сильный встречный ветер и очень неприятная из-за мелководья волна вынудили нас повременить с выходом. Вечером сделали вторую попытку, но, нахлебавшись соленой воды, заночевали у острова Гремиха. Вспомнился совет архангелогородцев: лучше не бодаться против волн, а переждать, потом нагоните все равно.

Тем более что лодка маленькая – швертбот. Так и сделали, а утром следующего дня подул попутный ветерок, и мы полетели к Летнему берегу мимо Северодвинска. Огорчал только прогноз на 19–20 июля: сильный ветер NW до 10 м/с. Надо бы дойти сегодня до Унской губы – единственного убежища на всем побережье. Вечером полный штиль – море как зеркало, видно множество медуз. Морские котики высовывают мордашки, вдалеке пара белух играется. При заходе в губу задели камни, хоть и старались обойти мористее. Недалеко от причала Пертоминска встали на якорь.Посреди ночи стало раздувать – не обещанные 8–10 м/с, а до 23 м/с, как потом выяснилось. Два наших якоря не удержали, пришлось идти укрываться за деревянный пирс. Пережидали шторм два дня. Связи сотовой здесь нет, радио тоже. Дорога одна – это паром. Местный мужик дал нам возможность позвонить по домашнему телефону. Два дня болтанки у пирса под проливным дождем, необходимость постоянно следить за уровнем воды оставили тяжелое впечатление. Рыба не ловилась, немного собрали грибов; запомнился вкусный хлеб деревенской пекарни. Утешало, что здесь в 1694 году пережидал бурю сам Петр I, о чем говорит крест, поставленный им и восстановленный северодвинскими яхтсменами.21 июля ветер сменился на SW, и мы ушли за левый берег Унской губы, а потом пошли на Соловки. После острова Жижгин взяли курс на остров Анзерский Соловецкого архипелага. Попали в отливное течение – кучи травы, какие-то бревна, ночью едва разглядишь.

К утру подошли к острову Бол. Муксалма. Долго обходили банки и мели. Вдалеке видны две яхты. После прохождения Заяцких островов нашли фарватер и вскоре были у морского причала Соловецкого острова. Здесь уже собираются яхты на регату. Как оказалось, их тоже потрепало в шторм 19–20 июля.Итак, 22 июля мы достигли нашей цели. Это было знаменательное событие, самим не верилось. Появление здесь маленькой яхты из далекого «сухопутного» Мурома вызывало определенный интерес у яхтсменов и организаторов Соловецкой регаты. Нам подарили майки с логотипом регаты, вымпела и буклеты, были удивлены, что ходим без GPS. Конечно, двух дней на Соловках мало, но путь домой предстоял еще очень неблизкий, надо было еще пересечь Онегу, да и Рыбинку тоже. А лето повернуло уже к осени.24 июля рано утром мы двинулись на Беломорск. Прогноз погоды хороший, встречных ветров не ожидалось. Вышли к карельскому берегу немного севернее Беломорска, около 15 часов подошли к 1 шлюзу. В Сорокской губе увидели яхту и договорились по рации, чтобы дождались нас в шлюзе. Оказалось, это «Вега» из Переславля-Залесского. В управлении Беломоро-Балтийского канала в поселке Шижня нам дали в прокат атлас ББК до Повенца – там его надо будет вернуть. Путь по ББК оказался довольно спокойным, постоянно «зеленый свет» в шлюзах. Места живописные, особенно запомнилось озеро Выг. Своими глазами увидел то, о чем много читал и смотрел, памятник тысячам заключенных, сгинувших здесь.

Вот и Онего. Наконец подняли паруса опять и держим курс на остров Сал. Умеренный ветерок, солнце, настроение отличное. Заночевали в уютной и глубокой бухте. Ночью сильно задуло с юга, и с рассветом мы стали выбираться в лавировку на маяк. К полудню раздуло еще сильней, волна приличная, местами до 2 м, но все обошлось. 15 часов 29 июля – Петрозаводск, яхт-клуб «Авангард». Заправляемся бензином, газом, продуктами, отсыпаемся, и на следующий день уходим на Вытегру. Застали последние яхты Онежской регаты. Погода стояла теплая, ветра почти не было, словно июль с нами прощался. Заночевали у маяка Чайнаволок. Хотели пройти ночью, но маяк не горит. Чтобы не испытывать судьбу и искать в темноте вход в Волго-Балтийский канал, отложили переход до утра.31 июля утром были в Вытегре. Шлюзование здесь совсем другое. Полдня стояли и ждали разрешения у шлюза №1, к ночи прошли шлюз №2. Здесь нас догнала яхта «Роджер» ЛЭС-35. Добродушный и разговорчивый капитан перегоняет ее с юнгой, мальчишкой лет 13, из Питера в Пермь. 1 августа вместе с «Роджером» и двумя моторными яхтами прошли остальные четыре шлюза. Ночью в темноте едва нашли вход в обводной канал Белого озера и встали на якорь переночевать. Судоходство на ВБК очень оживленное. В Белое озеро заходить не стали, пошли обводным каналом. Надо признать, его состояние – не ахти. В Белозерске заправились бензином, прямо возле берега. 2 августа вечером пришли в поселок Топорня, где, собственно, и закончилась наша «северная кругосветка», дальше путь знакомый.

4 августа – Череповец, к нам приехал Олег Крайнов из Мурома. Его приезд оказался кстати, мы с Игорем уже порядком устали друг от друга за время нашего плавания. Рыбинское водохранилище нас порадовало хорошей погодой и мы быстро пролетели под парусами.7 августа оставили Рыбинск, прошли шлюз, 50-й по счету, и покатились вниз по Волге под мотором из-за сильного встречного ветра. Остались за кормой Ярославль, Кострома; 10 августа опять состоялась встреча с «Капризом» и Костей, возвращавшимся из Н.Новгорода. Ну а вечером – незабываемая встреча с нашим «Диамантом», его экипажем и капитаном Борисом Нарбековым, с которым мы поддерживали связь все время похода. Был фейерверк, торжественный ужин, все вкусили морской соленой воды с Белого моря, как и заказывали.

16 августа Муром торжественно встречал «Норд», с прессой, телевидением. Весь местный яхтенный флот под марш незабвенной «Славянки». Вот и закончилось наше дальнее плавание на Русский Север. Может быть, что-то получилось не так, как планировали. Тем не менее, привезено много воспоминаний, фотоматериалов, видео роликов. И, конечно, впечатлений о людях, там живущих, так добродушно нас встречавших и помогавших нам совершенно бескорыстно. Поход продлился 62 дня, пройдено около 4700 км водных путей, 52 шлюза. Лодка выдержала все испытания, серьезных поломок не было. Солнечная батарея себя полностью оправдала и исправно снабжала электроэнергией для бортовых нужд. Наверно, впереди еще новые походы, а пока предстоит обработать итоги, в частности, будет изменено рулевое устройство. Я благодарен экипажу, что разделил со мной все тяготы этих месяцев.

Сергей Сидельников, капитан яхты «Норд» .

Источник: «Катера и Яхты», №244.
Сборочный чертеж катамарана из фанеры (обшивка условно не показана).

Катамаран в стиле А. Назарова

Итак, побывав на территории бывшего деревообрабатывающего завода им. Ермана, познакомился со строительством большого (по нашим меркам) катамарана – 13,5 на 4,5 метра. Строит бригада человек около четырёх, обводы взяты из предыдущего ката восьмиметровой длины. Т.е. тупо купили проект (весьма неподробный) у канадцев несколько лет назад, по описанию построили, испытали и продали – успешно. Тот первый кат попал в жестокий шторм на Волге, рядом причаленные лодки и катера потонули либо были сильно побиты и пробиты, а кату – хоть бы что…Строят под заказы и авансы (а они-таки есть у них!) в стиле купленного проекта. Идея в следующем:
– строится корпус катамарана из фанеры ФСФ 9 мм, на стапеле, килями вверх;
– снаружи всё фанерное оклеивается плитой из пенополиуретана толщиной 50 мм одной московской фирмы, формуемой в тех же матрицах, что и полистирольный пенопласт для теплоизоляции (1,0х0,5 м, на ощупь попрочнее и потяжелее полистиролового, 750 рублей за 1 шт.);
– полученный пенополиуретановый болван шкурится, шпаклюется и закатывается стеклом на современной полиэфирной смоле многими слоями, количество которых – ноу-хау фирмы (!?), с окончательной отделкой топкоутом;
– после окончательного отверждения оклеенный корпус переворачивается килями вниз и в простейших киль-блоках достраивается в части внутренних перегородок и надстройки. Причём её стенки и крыша также трёхслойной конструкции. Шеф говорит, можно убрать весь набор и ничего в прочности/жёсткости не изменится.
На этом функция постройки ООО «Скарбот» заканчивается, скорлупа – очень прочная и жёсткая как на изгиб/кручение, так и на точечные (сосредоточенные) нагрузки! – передаётся заказчику по цене 300 тысяч рублей за метр длины… А он потом сам или подрядным способом достраивает судно от силовой установки до мягкой мебели.
Вот такие бутерброты или сэндвичи изготавливают в Сталинграде на бывшей мебельной фабрике с гордым именем «Волгоградмебель». Ни мало не заботясь о режимах плавания, виде СУ, оснащении радарами или гальюнами. (Когда в беседе я упомянул о своём желании построить катамаранчик 4 метра в длину, услышал гордое: «Лодки без гальюна мы за катамараны не считаем!»… Но скорее было сказано «без гальюнов», я не расслышал достоверно.) И уже четыре ката этой фирмочки ходят по Волге, один в Казахстане, есть где-то ещё, тот что на фото – готовится уйти в Подмосковье.
По заверению шефа, серьёзные расчёты показывают прочность корпусов не хуже алюминиевых при весе на 17% (?, почему не на 16 или 18%)? меньшем, меньшей же стоимости и т.д. Жёсткость корпуса проверялась диагональным вывешиванием и отсечками лазера по мишеням – «Деформаций не обнаружили». (Вопреки закону Гука…)
Коллегу по форуму КиЯ Merc*а (Кирилл из Волжского, варит лодки из АмГ-5) поразили темпы строительства… Может быть. Работали ребята при мне плотно, пришлось ждать обеденного перерыва для фотосессии. Жаль только, всё снималось в боксе, на улице можно было бы снять интереснее.
Что не понравилось.
Не очень соблюдается культура веса, особенно для надстройки; видел явно перетяжелённые детали.
Обводами не сильно заморачиваются. На мой взгляд, в стиле катов Альберта Назарова, а он строит и для океана. Говорят, скоростной катамаран, но поплавки узкие и довольно килеватые; на него хозяин планирует ставить два ПЛМ по 150 лошадей, надеясь получить скорость в грузу 40 км/ч. Маловато будет! Шеф же вообще сказал, что можно ставить хоть ПМ, хоть стационары, хоть водомёты, хоть два по триста – корпуса годны под всё! Но сами даже кронштейны для подвесных моторов не проектируют и тем более не ставят. Заказчика это устраивает, а всё, что нужно для приспособления всего, что можно, в корпусах имеется. Как-то так.
В общем, верю. Мы же помним, что трактор Катерпиллер в рекламе проезжает поперёк корпуса Бостонского китобоя и не может раздавить этот хороший сэндвич.Ну, и обещанные фото:

  • deddaniloff
  • 21 июня 2015, 23:58
  • 1
  • 3

6 комментариев

Спасибо за пост, очень познавательно!
Катамаранам быть!Олег, для маломерок можно применить все, укладку паркета и рубку дубового массива топовор. Но можно и интересное стекло (не стекломат) на сендвиче с вакуумом, без фанеры вообще. Но смолу лучше эпоксидную. Все зависит от возможностей и задач.

  • hallucinogen
  • 22 июня 2015, 10:38

  • deddaniloff
  • 22 июня 2015, 14:02

Пенопласт — нужен же не теплоизоляционный из строительного магазина, а конструкционный… цены сказать какие на него?Во-вторых, нафиг тогда мастерить фанерный корпус?! Всё проще делается: на выставленные лекала ставятся панели из полипропиленовых сот и стеклоткани.Полипропиленовые соты намного дешевле пенопласта… только 95% людей в РФ считают их «дорогими» �� и потому технология в наших краях не популярна.Отсюда: стройте для себя из фанеры, лодки будут и легче, и прочнее, и просто лучше.

  • jeeet
  • 22 июня 2015, 15:07
  • +1

  • A-shurik
  • 22 июня 2015, 17:53

При наклейке пенопласта на внутреннюю часть той же тонкой фанеры, пенопласт работает подобно часто поставленным тонким стригерам, «отодвигая» момент потери устойчивости тонкой оболочки.Например, я использую подобные решения в бортах некоторых лодок — в основном, это санные и катамаранные обводы, где много деталей без погиби… узел собирается отдельно и устанавливается уже в виде подсборки.Ещё один вариант использования пенопласта — это бутерброды, где пенопласт может работать между двумя тонкими несущими слоями.В принципе, на показанном катамаране задумку именно такова — это как бы бутерброд. Но… есть сомнения и по способности используемого пенопласта работать на сдвиг (это основное требование к заполнителям в бутербродных конструкциях!), и в качестве ламинирования наружной оболочки — по-уму, такое нужно вакуумировать, использовать эпоксидные смолы горячего отверждения и строго контролировать все процессы.Сомнительна и агдезия пенопласта с фанерой и ламинатом наружной оболочки ��

Для любых предложений по сайту: [email protected]