Неисправности грузовой и стреловой лебедки автокрана
Неисправности грузовой и стреловой лебедки автокрана
Секции имеют специальные плиты скольжения, которые называются «скользуны». Чтобы придать дополнительную жесткость на концах секций делают «пояса» или «воротники». Они усиливают сопротивление изгибающим моментам, но ограничивают длину выдвижения. Подъем груза производится за счет лебедочных механизмов. Есть главная и вспомогательная лебедка, лебедочные барабаны. На них наматывается трос, с висящим на конце блоком с крюком для груза.Стреловое оборудование автокранов бывает 4 типов:
- Телескопические стрелы;
- Решетчатые;
- Башенно-стреловые;
- С гуськом.
Кинематическая схема лебедок ЛГСП-3/1,5 и ЛГСП-5/3 приведена на рис. 80. Цифровые индексы в марках лебедок показывают, что лебедки двухскоростные и могут поднимать соответственно груз 3 и 1,5 первая и 5 и 3 т вторая.
Грузовые лебедки кранов
Строительные машины и оборудование, справочник
Грузовые лебедки крановГрузовые лебедки служат для подъема и опускания груза с помощью наматываемых на их барабаны канатов.Рассмотрим конструкции лебедок, наиболее часто применяемых на кранах.Лебедки кранов КБ405, КБ-401Б-двухдвигательные. Они имеют нормальную скорость для подъема номинального груза и увеличенную (в 1,5 раза) — для малых (до 50% от номинального) грузов и пустого крюка.Лебедка с симметричным относительно редуктора расположением электродвигателей (рис. 46, а, б) — безрамная, моноблочная. Ее двигатели закреплены фланцами на редукторе. Тормоз установлен на рамке, привернутой к лапам электродвигателя.
Рис. 46. Конструктивные и кинематические схемы двухдвигателъных грузовых лебедок: а, б — с симметричным расположением двигателей, в, г. — с последовательным расположением двигателей; 1, 4, 10 — электродвигатели, 2. 8 — релукторы, 12, 13 — муфты, 5, 9- тормоза, 6-выносная опора. 7- барабан, 14 — рамаЕго колодки охватывают шкив, находящийся на противоположном редуктору конце вала. Оба двигателя соединены зубчатыми муфтами с быстроходным валом редуктора. Барабан одним торцом жестко Прикреплен к фланцу тихоходного вала редуктора, а вторым к фланцу оси, которая опирается через сферический подшипник на выносную опору 6 барабана. Лебедка крепится к поворотной платформе крана четырьмя болтами через опоры: две опоры у редуктора и две — на выносной опоре. Крепление каната к барабану — клиновое. Барабан имеет нарезку с параллельными канавками и резким переходом (типа «Лебус») для многослойной намотки каната.Для подъема и спуска нормального груза включают основной электродвигатель при неработающем вспомогательном двигателе. Холостой крюк и легкие грузы поднимают (опускают) с большой скоростью при работе вспомогательного двигателя на больших оборотах. Посадочная скорость для любых грузов получается при совместной работе основного двигателя в режиме динамического торможения и вспомогательного двигателя на малой скорости (150 об./ мин). Для подъема iрузов с малой скоростью включают оба двигателя.Лебедка с последовательно расположенными двигателями (рис. 46, в, г) — рамной конструкции. На раме жестко укреплены редуктор, два электродвигателя и барабан. Двигатели соединены между собой зубчатой муфтой, а с редуктором — втулочно-пальцевой муфгой, шкив которой со стороны редуктора охватывают колодки тормоза. Тихоходный вал редуктора через зубчатую муфту соединен с барабаном. Второй конец барабана опирается на подшипник выносной опоры в. Барабан -с винтовой нарезкой, двумя ребордами и клиновым креплением каната. Лебедка работает так же, как двух двигательная с симметричным расположением двигателей.На большинстве кранов серии КБ применяют однодвигательные унифицированные лебедки Л450, Л-500 и Л-600. Цифры после буквы Л (лебедка) обозначают межцентровое расстояние (мм) между крайними валами редуктора. Унифицированные лебедки используются и как грузовые, и как стреловые, например лебедка Л-600 применяется на кранах типа КБ-160.2 (КБ-401А, КБ-401Б) как грузовая и стреловая, а на КБ403А — как стреловая.Все лебедки (рис. 47) имеют единую конструктивную схему с П-образной компоновкой. Электродвигатель, редуктор и барабан соединены в единый блок. Электродвигатель прикреплен к корпусу редуктора на фланце, а барабан жестко связан с выходным валом редуктора. При такой конструкции исключается необходимость тщательной выверки соосности соединений, что упрощает монтаж и эксплуатацию лебедок.Лебедки представляют собой безрамную конструкцию с тремя (рис. 48, а) точками опоры А… В. Две опоры Б, В находятся под редуктором, третьей опорой А служит выносная опора барабана. При трехопорном опирании лебедки не приходится устанавливать выравнивающие прокладки и устраняется влияние на лебедку упругого изгиба рамы поворотной платформы при работе крана. Выходной вал (см. рис. 47) редуктора, жестко связанный с барабаном, опирается на три подшипника: два в редукторе и один в выносной опоре. Хотя трехопорные валы нужно тщательно выверять при установке, чтобы исключить дополнительные нагрузки на какой-либо из трех подшипников опор из-за их несоосности, в унифицированных лебедках опасность перегрузки подшипников опор исключена благодаря шарнирному креплению самого редуктора к поворотной платформе. При искривлении вала за счет неточности изготовления (эксцентриситет, перекосы) подшипники его не испытывают дополнительных нагрузок, так как редуктор может наклоняться на шарнирных опорах и поворачиваться на необходимый угол вокруг одной из опор. Опоры лебедки (рис. 48, б) выполнены каждая из двух втулок с шаровыми головками, вставленных с зазором в отверстие лапы редуктора (выносной опоры). Головки втулок охватываются сферическими шайбами. Сквозь шайбы и втулки пропущен анкерный болт, соединяющий опору с металлоконструкцией крана.Грузовые лебедки наряду с нормальными скоростями подъема и опускания груза имеют скорость плавной посадки груза, что очень важно пр и монтаже сборных конструкций. Плавная посадка груза в лебедках Л-500 и Л-600 обеспечивается тормозным генератором, который позволяет снизить скорость не только опускания, но и подъема груза, что дает возможность повысить плавность отрыва груза от земли.У лебедки Л450 (см. рис. 45) редуктор-двухступенчатый цилиндрический с неразъемным корпусом. В нижней части редуктора есть две лапы, которыми он устанавливается на опоры поворотной платформы. Вал электродвигателя соединен с валом редуктора зубчатой муфтой.Четыре крышки подшипников редуктора-фланцевые с болтовым креплением; крышки промежуточного и быстроходного валов вставные, крепящиеся разжимными кольцами. Тормозной шкив располагается на втором конце быстроходного вала редуктора. Тормоз закрепляется на корпусе редуктора двумя шпильками.Лебедки Л-500 и Л-600 отличаются лишь размерами и числом зубьев. В этих лебедках в отличие от лебедки Л-450 применены двигатели с двумя выступающими концами вала. На валу, противоположном редуктору, закреплен тормозной шкив, Тормоз крепят на раме, прикрепленной к лапам двигателя. Редуктор также двухступенчатый, но с разъемным корпусом, что облегчает сборку и обслуживание редуктора. Быстроходный вал (см. рис. 47) одним концом соединен через зубчатую муфту с электродвигателем. На другом конце быстроходного вала редуктора насажен ротор тормозного генератора. Его статор так же, как и электродвигатель, прикреплен к корпусу редуктора с помощью фланца.В крышках тихоходного и быстроходного валов со стороны электродвигателя и барабана сделаны лабиринтные уплотнения. Второй конец быстроходного вала (со стороны тормозного генератора) имеет манжетное резиновое уплотнение. Все крышки подшипников редуктора закладные. Суммарный осевой зазор между этими крышками и подшипниками валов 0,4 мм. Этот зазор необходим для предотвращения защемления подшипников и достигается регулировочными кольцами, Барабаны — литые из чугуна, крепятся на болтах через фланец к выходному валу редуктора. Канат крепят к барабану клином.Лебедка крана АБКС-5 — сдвоенная из монтажной и грузовой. На одной оси посажены два барабана с самостоятельными приводами. Барабаны имеют одинаковый диаметр, но разную канатоемкость. Вращение передается барабанам с помощью открытых передач, зубчатыми колесами которых являются венцовые шестерни барабанов, В грузовой лебедке применена редукционная муфта, позволяющая изменять скорость навивки каната при затормаживании корпуса муфты тормозом.Лебедки кранов КБ-674 и его модификаций, КБ-503 и КБ-504 аналогичны по конструкции. Они имеют двигатель постоянного тока, соединенный одним концом с редуктором зубчатой муфтой. На другом конце вала насажен тормозной шкив, охватываемый колодками тормоза постоянного тока. Барабан соединен с выходным валом редуктора зубчатой муфтой. Все агрегаты лебедки установлены на общей раме. Барабан лебедки крана КБ-504 имеет две части с разными диаметрами: часть барабана с большим диаметром используется для намотки грузового каната, а с меньшим -для монтажа крана.Читать далее: Стреловые и тележечные лебедкиКатегория: — Устройство кранов
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Тема 3. Слесарные операции по ремонту машин, механизмов и двигателей* Для удобства чтения по просьбе владельцев кранов Изменения № 1 внесены в текст Типовой инструкции и выделены курсивом.1. Общие положения 1.1. Настоящая Типовая инструкция разработана с учетом требований Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. № 1. Ст. 191), Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 №263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. № 11. Ст. 1305), Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)**, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98, и устанавливает обязанности крановщиков (машинистов)*** по обслуживанию стреловых самоходных кранов**** (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных). **** Далее — стреловые краны (в связи с введением в действие с 10.01.01 г. новых Правил).1.2. Производственные инструкции для крановщиков разрабатываются на основании типовых инструкций, утвержденных Госгортехнадзором России, и могут содержать дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации стреловых кранов, указания по обслуживанию кранов, их транспортных средств и приборов безопасности, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов, их транспортных средств и приборов безопасности. 1.3. Крановщики, прошедшие обучение и имеющие удостоверение на право управления стреловыми кранами, должны знать: 1) руководства по эксплуатации стреловых кранов и приборов безопасности предприятий-изготовителей; 2) производственную инструкцию; 3) устройство кранов, назначение, принципы действия и устройство узлов механизмов и приборов безопасности стреловых кранов; 4) устройство грузозахватных приспособлений; 5) инструкцию по охране труда; 6) приемы и способы оказания первой помощи пострадавшим. 2. Обязанности крановщика перед началом работы крана 2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана. При этом он должен:1) осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;2) проверить наличие и исправность ограждений механизмов;3) проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;4) осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкции и сварные соединения ходовой рамы (шасси) и поворотной части;5) осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;6) осмотреть крюк и его крепление в обойме, грейфер или грузоподъемный магнит, а также цепи и кольца его подвески;7) проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов) и стабилизаторов;8) проверить комплектность противовеса и надежность его крепления;9) проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, указателя наклона крана, сигнального прибора, ограничителя грузоподъемности и др.);10) проверить исправность освещения крана, буферных фонарей и фар;11) при приемке электрического крана произвести внешний осмотр (без снятия кожухов и разборки) электрических аппаратов (рубильников, контакторов, контроллеров, пусковых сопротивлений, тормозных электромагнитов, концевых выключателей), а также осмотреть кольца или коллекторы электрических машин и их щетки. Если кран питается от внешней сети, то крановщик должен проверить исправность гибкого кабеля;12) при приемке крана с гидроприводом осмотреть систему привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях.2.2. Крановщик обязан вместе со стропальщиком проверить соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.2.3. При приемке работающего крана осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана владелец обязан выделить крановщику необходимое время в начале смены.2.4. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах, а осмотр электрического крана — при отключенном рубильнике. Осмотр гибкого кабеля производится при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кабель.2.5. При осмотре крана крановщик должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 12 В.2.6. После осмотра крана перед его пуском в работу крановщик, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:1) механизмов крана и электрической аппаратуры, если таковая имеется;2) приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране;4) гидросистемы (на кранах с гидроприводом).2.7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами крановщик, не приступая к работе, должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана в исправном состоянии, и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.2.8. Крановщик не должен приступать к работе на кране, если имеются следующие неисправности:1) трещины или деформации в металлоконструкциях крана;2) трещины в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и т.п.), отсутствие шплинтов и ранее имевшихся зажимов в местах крепления канатов или ослабление крепления;3) число обрывов проволок стрелового или грузового каната или поверхностный износ превышают норму, установленную руководством по эксплуатации крана, имеются оборванная прядь или другие повреждения.4) дефекты механизма подъема груза или механизма подъема стрелы, угрожающие безопасности работы;5) повреждения деталей тормоза механизма подъема груза или стрелы;6) износ крюков в зеве, превышающий 10 % от первоначальной высоты сечения, неисправность устройства, замыкающего зев крюка, нарушение крепления крюка в обойме;7) повреждение или неукомплектованность дополнительных опор, неисправность стабилизаторов у автомобильных и других кранов с подрессоренной ходовой частью;8) отсутствие ограждения механизмов и голых токоведущих частей электрооборудования;9) повреждение канатных блоков и устройств, исключающих выход каната из ручьев блока.2.9. Перед началом работы крановщик обязан:1) ознакомиться с проектом производства работ кранами, технологическими картами погрузки, разгрузки и складирования грузов;2) проверить состояние площадки для установки крана;3) убедиться в том, что на месте производства работ отсутствует линия электропередачи или она находится на расстоянии более 30 м;4) получить наряд-допуск на работу крана на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи;5) проверить достаточность освещенности рабочей зоны;6) убедиться в наличии удостоверений и отличительных знаков у стропальщиков.2.10. Произведя приемку крана, крановщик должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале и после получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, приступить к работе.2.11. Разрешение на пуск в работу гусеничных и пневмоколесных кранов после перестановки их на новый объект выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией кранов на основании проверки состояния крана и обеспечения безопасных условий его работы с записью в вахтенном журнале.3. Обязанности крановщика во время работы крана 3.1. При работе грузоподъемного крана крановщик должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана, и производственной инструкцией.3.2. Крановщик во время работы механизмов крана не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.3.3. При обслуживании крана двумя лицами — крановщиком и его помощником, а также при наличии на кране стажера ни один из них не должен отходить от крана даже на короткое время, не предупредив об этом остающегося на кране. При необходимости ухода с крана крановщик обязан остановить двигатель, приводящий в движение механизмы крана, и убрать ключ зажигания у автомобильных кранов. При отсутствии крановщика его помощнику, стажеру и другим лицам управлять краном не разрешается.3.4. Входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъема не разрешается.3.5. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном, крановщик обязан убедиться в том, что его помощник и стажер находятся в безопасных местах, а в зоне работы крана нет посторонних людей.3.6. При внезапном прекращении питания током электрического крана крановщик должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник.3.7. Если в работе механизмов крана был перерыв, то перед их включением крановщик обязан подать предупредительный звуковой сигнал.3.8. Передвижение крана под линией электропередачи должно производиться при опущенной стреле (в транспортном положении).3.9. Во время перемещения крана с грузом положение стрелы и грузоподъемность крана следует устанавливать в соответствии с указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатации крана. При отсутствии таких указаний, а также при перемещении крана без груза стрела должна устанавливаться по направлению движения. Производить одновременно перемещение крана и поворот стрелы не разрешается.3.10. Крановщик обязан устанавливать кран на все дополнительные опоры во всех случаях, когда такая установка требуется по паспортной характеристике крана; при этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся инвентарной принадлежностью крана. Подкладывать под дополнительные опоры случайные предметы не разрешается.3.11. Запрещается нахождение крановщика в кабине при установке крана на дополнительные опоры, а также при освобождении его от опор.3.12. Если предприятием-изготовителем предусмотрено хранение стропов и подкладок под дополнительные опоры на неповоротной части крана, то снятие их перед работой и укладку на место должен производить лично крановщик, работающий на данном кране.3.13. Установка крана на краю откоса котлована (канавы) допускается при условии соблюдения расстояний от основания откоса до ближайшей опоры крана, не менее указанных в таблице. При невозможности соблюдения этих расстояний откос должен быть укреплен. Условия установки крана на краю откоса котлована (канавы) должны быть указаны в проекте производства работ кранами.Минимальное расстояние (в м) от основания откоса котлована (канавы) до ближайшей опоры крана при ненасыпном грунте