Его использование должно обеспечивать необходимый уровень давления, чтобы эксплуатация кондиционера была долгой и не грозила внеплановым ремонтом.
Как вакуумировать кондиционер: особенности процесса, выбор насоса
КондиционированиеМонтаж системы кондиционирования включает в себя несколько этапов, которые важно провести правильным образом, чтобы обеспечить долговечное функционирование установленного прибора. Не все знают, зачем вакуумировать кондиционер, но это необходимое действие при установке, поскольку от него во многом зависит дальнейшая работа устройства. Блоки аппарата образуют своеобразную систему, которая соединяется при помощи медных труб. В них циркулирует охлаждающее вещество. После окончания монтажа в этих трубах остается какое-то количество воздуха, которое при работе будет взаимодействовать с хладагентом, негативно влияя на качество функционирования системы. Именно поэтому лишний воздух необходимо устранить — это позволит существенно продлить срок жизни кондиционера и обойтись без внепланового ремонта.
Особенности процесса
Выбор вакуумного насоса
Чего стоит избегать при установке?
Профессиональные ремонтники используют большие баллоны с хладагеном, так как часто проводят монтаж, заправку и дозаправку трубопроводов клиентов сервиса. Для одноразового применения достаточно купить небольшой объем фреона, чтобы не переплачивать.
Вакуумирование кондиционеров: как своими руками починить систему
Насколько эффективна будет работа новой системы кондиционирования, зависит от множества факторов. К ним относится имя производителя, качество сборки, соблюдение правил установки и последующей эксплуатации. Но не всем покупателям кондиционеров известно, что залогом их долгой бесперебойной работы также является вакуумирование.
Опасность разгерметизации
В конструкции любого бытового кондиционера имеется фреоновая магистраль, выполняющая охлаждающую функцию. За счёт её работы снижается температура воздуха в помещении. Блок состоит из следующих элементов:
конденсатора;
испарителя;
компрессора;
медных труб;
терморегулирующего вентиля;
хладагента;
компрессорного масла.
В совокупности они образуют единую систему, обязательным условием работы которой является полная герметичность. Её нарушение и попавшие внутрь жидкость, воздух и мелкие инородные частицы чреваты разными поломками.
Попавший внутрь воздух увеличит давление внутри магистрали, постоянная нагрузка на компрессор во время его работы возрастёт, износ деталей ускорится.
Вода, смешавшись с компрессорным маслом, запустит химическую реакцию, продуктами которой станут кислоты органического или неорганического происхождения. Их воздействие на элементы кондиционера даст негативный эффект.
Действие воды также опасно образованием ржавчины на внутренней поверхности корпуса. Частички этой ржавчины вместе с хладагентом начнут распространяться по системе, попадут в компрессор, из-за чего тот выйдет из строя.Избежать этих проблем поможет вакуумирование системы кондиционирования. О необходимости такой процедуры сообщается во всех инструкциях по установке охлаждающего оборудования. Многие производители отказываются осуществлять гарантийное обслуживание кондиционеров, если перед их первым запуском не была проведена вакуумация.
Оборудование и алгоритм действий
Обычно процедуру проводят квалифицированные специалисты, которые занимаются установкой бытовых систем охлаждения. Но при желании и достаточном опыте можно осуществить вакуумирование кондиционера своими руками. Для этого понадобится:
насос;
коллектор с вакуумметром или манометром;
набор шлангов;
течеискатель;
вентильный ключ;
вентили для шлангов и манометра;
нагревательный элемент для подогрева цилиндра;
устройство для сбора хладагента;
зарядная станция.
Насос для вакуумации убирает воздух и воду из охлаждающей магистрали, создавая внутри области разреженного давления. В процессе использования насоса следует учитывать, что он имеет границу остаточного давления, достигнув которой перестаёт удалять воздух.
Для того чтобы вакуумировать кондиционер перед его первым использованием, потребуется совершить ряд действий:
1. С помощью шлангов соединить коллектор с внешним блоком через сервисные порты.
2. Присоединить шланг, предназначающийся для насоса.
3. Запустить вакуумное оборудование.
4. Дождаться, когда стрелка манометра опуститься до отрицательной величины, обозначающей границу остаточного давления.
Если стрелка в течение 20−30 минут не изменит своего положения, это означает, что вакуумирование завершено, система полностью герметична, можно отключать прибор, предварительно перекрыв вентиль манометра. Если этого не сделать, через шланги насосное масло может протечь внутрь охлаждающей системы кондиционера. После отключения насоса нужно открыть порты наружного модуля и запустить хладагент в контур, затем отсоединить шланги коллектора.Если стрелка манометра поднимается выше отрицательных значений, это свидетельствует о недостаточной герметичности и утечке фреона. Чтобы обнаружить негерметичный участок системы, придётся прибегнуть к опрессовке высоким давлением.
Длительность процедуры определяется мощностью насосного оборудования. Одноступенчатой модели для этого потребуется минимум полчаса, в то время как двухступенчатая справится за минуту. Дополнительно придётся потратить около 15 минут на проверку.
Кондиционер необходимо тестировать на наличие утечек во всех режимах работы, постоянно сверяя имеющиеся показатели с теми, которые рекомендованы производителем.
Заправка кондиционера
Хладагент — основной компонент, с помощью которого обеспечивается эффективное функционирование охлаждающей установки. После того как вакуумация кондиционера будет успешно проведена, требуется рассчитать необходимый объём хладагента и запустить его в систему. Сделать это можно несколькими методами.Самый простой способ подразумевает заправку по массе. Используя специальные весы, нужно взвесить баллон, проверить количество охлаждающего вещества, заправить газом нужный объём. Если количество хладагента известно, можно применить заправочный цилиндр, гарантирующий быструю и точную заправку. С его помощью можно заполнить баллон, а из баллона — весь контур. Нужно лишь иметь в виду, что цилиндр имеет небольшой размер, рассчитанный не более чем на 4 кг.Другой способ заправки — по давлению — может применяться только при наличии точных сведений от производителя. Заполнение системы происходит в несколько этапов путем присоединения баллона с охлаждающим веществом с помощью манометрического коллектора. После закачивания небольшой порции хладагента необходимо обязательно сверять показатели прибора с табличными данными, затем начинать закачивание новой порции вещества. Так следует делать, пока показатели манометра не совпадут с табличными.Для заполнения системы иногда может применяться смотровое стекло, с помощью которого удобно отслеживать состояние хладагента. Наличие пузырьков свидетельствует о том, что контур заполнен не до конца. Как только они исчезнут, заправку можно завершать. Добавлять вещество также следует небольшими порциями, добиваясь стабилизации давления.
Каждый из способов заправки кондиционирующей системы имеет свои особенности. Необходимо выбирать оптимальный вариант, учитывая его удобство и безопасность.
На производстве заправка оборудования хладагентом осуществляется из расчёта 5 м длины магистрали. Если трасса имеет большую длину, во избежание потери мощности агрегат придётся дозаправлять. О том, нужно это делать или нет, можно судить, запустив прибор в режиме охлаждения и измерив температуру на выходе. Отрицательное значение свидетельствует о необходимости дозаправки. Аналогично проводят проверку в режиме обогрева.
Особенности и ошибки
Некоторые недобросовестные мастера в качестве альтернативы вакуумации кондиционера проводят его фреоновую продувку. Она подразумевает вытеснение воздуха с помощью фреона. Для этого открывается вентиль, одна гайка слегка ослабляется, а затем закручивается.Такой метод неэффективен и небезопасен, поскольку после него внутри контура остаётся жидкость, которая окисляет медные трубки, оседает на терморегулирующем вентиле и может повредить компрессор.Особенность вакуумирования — нестабильное давление. Резкие и частые скачки свидетельствуют о нарушении герметичности устройства. Проблема может заключаться в плохо закрученных гайках на шланге. Обнаружить её легко с помощью мыльного раствора, который следует нанести на места соединений. В тех местах, где появятся пузыри, нужно подтянуть гайку.Вакуумирование кондиционера, если нет 220 В
Такой показатель, как производительность, влияет на то, с какой скоростью будет производиться откачка воздуха из системы. Характеристики мощности двигателя подскажу, как долго насос сможет проработать в режиме нон-стоп. Если вакуумируют сплит-систему промышленного назначения, где трассы достаточно длинные, то данный показатель имеет ключевое значение. Что касается остаточного давления, то данный показатель влияет на качество процесса вакуумирования. Чем ниже показатель, тем лучше проходит процесс.
Как выполняется вакуумация климатического прибора
Для выполнения процедуры осушения и обезвоздушивания контура кондиционера потребуется следующее оборудование: манометрическая (коллекторная) станция, применяемая также для заправки сплит-систем фреоном; вакуум-насос; отвертки и гаечные ключи.Чтобы впустить фреон в контур после вакуумации, необходимы два шестигранных ключа (обычно 4 мм).По порядку рассмотрим, как вакуумировать только что установленный (новый) двухблочный кондиционер:
Подключаем шланг (синего окраса) манометрической станции от штуцера под манометром низкого давления к сервисному порту на вентиле внешнего блока сплит-системы (толстая трубка «газовой» фазы хладагента). Краны на вентилях сплит-блока (открываются ключом-шестигранником) должны быть закрыты;
Соединяем заправочный шланг (желтого окраса) от среднего штуцера коллекторной станции с вакуум-насосом;
Включаем насос;
Открываем на манометрической станции вентиль низкого давления (синий, под синим манометром). Процесс вакуумации начался;
Ждем от 15 минут до получаса (чем более длинна фреоновая магистраль, тем дольше) пока стрелка манометра не выйдет ниже нуля;
Отключаем насос и ожидаем максимальной очистки атмосферы в магистрали сплит-системы от влаги и воздушных газов. Потребуется более 30 минут;
Закрываем синий вентиль на манометрической станции, только после этого – отсоединяем вакуумирующий насос;
Не открывая синего вентиля и не снимая синего шланга с вентиля на «уличном» сплит-блоке, открываем шестигранными ключами два крана на внешнем блоке кондиционера, впускаем фреон в контур. После можно отсоединять синий шланг.
Следите за стрелкой синего манометра. По мере повышения степени разреженности атмосферы холодильного контура, она должна сползать к нулевому значению. В зависимости от мощности насоса и протяженности фреоновой магистрали ваккумизация займет 15-20 минут.Затем насос нужно выключить (не отсоединять!) и 30 минут следить за стрелкой манометра. Давление сохраняется – все хорошо, можно заполнять контур хладагентом. Модели вакуум-насосов среднего ценового диапазона и выше оснащены шкалой вакуумометра, отслеживать по ней степень разреженности атмосферы особенно удобно.
После того, как специалисты убедятся, что в трассе отсутствует воздух и она герметична, проводится тестовый запуск системы.
Вакуумирование кондиционера
После того, как трубки проведены, надёжно закреплены и соединены с кранами внешнего блока и штуцерами внутреннего блока, необходимо произвести вакуумирование всей системы, так как в соединительных трубках, а также в трубках теплообменника внутреннего блока может находиться воздух. И ни в коем разе нельзя допустить, чтобы в работающей системе воздух смешался с хладагентом. Это может привести к ухудшению работы кондиционера или к его поломке.Для проведения вакуумирования к сервисному порту на кран наружного блока подсоединяется насос (вакууматор). Этот прибор за десять-двадцать минут, что зависит от мощности кондиционера и длины соединительных трубопроводов, откачает воздух из трассы, создав в ней глубокий вакуум.За процессом следят по манометрам на коллекторе. После достижения необходимого вакуума, насос отключается, и в течение 15 — 30 минут необходимо следить, чтобы не изменилось давление в системе. Неподвижность стрелки манометра является свидетельством полной герметичности системы и всех соединений.После того, как специалисты убедятся, что в трассе отсутствует воздух и она герметична, проводится тестовый запуск системы.Не стоит пренебрегать вакуумированием. Его следует проводить по всем правилам, что исключит дальнейшие неудобства. Следите за выполнением это важного процесса при установке кондиционера у Вас дома.
Вот и всё, мы завершили установку кондиционера!
Как вакуумировать кондиционер
После монтажа сплит–системы из ее устройства следует удалить весь лишний воздух и влагу, поэтому необходимо знать, как вакуумировать кондиционер. Процесс вакуумирования очень важен. Он обуславливает безотказную и долговечную работу вашего оборудования.При установке кондиционера его блоки (внешний и внутренний) соединяются друг с другом при помощи медных труб. Их две, они образуют систему, определенную под циркуляцию хладагента в холодильном контуре сплит–системы. Трубы изготовлены из сплава с большим содержанием меди.После монтажа фреоновой трассы оборудования в системе, то есть трубках, остается воздух и лишняя влага. Компоненты воздуха активно взаимодействуют с составляющими фреона. В итоге образуются вещества, влияние которых оказывает пагубное действие на работу кондиционера. Поэтому необходимым является вакуумирование трассы сплит–системы.
Процесс, которого следует избегать
Многие специалисты по монтажу игнорируют такую операцию, как вакуумирование сплит–системы. Вместо этого они выгоняют из системы часть фреона. Делается это для того, чтобы вытеснить воздух.Вы тоже можете использовать продувку фреоном. Только это строго запрещено заводом – изготовителем. Способ изначально неправильный, и соответственно, совсем ненадежный. Его можно использовать только в самом крайнем случае, например, при отсутствии вакуумного насоса.Для примера посмотрите трубки нескольких, уже поработавших кондиционеров. Они неприятного иссиня-черного цвета. Это результат окисления меди в процессе взаимодействия с влагой и воздухом. Такое же состояние будут иметь внутренности вашего кондиционера, если вы не проведете вакуумирование системы.Конечно, потеря небольшой части хладагента особо не сказывается на работе кондиционера. Опасность нужно искать с другой стороны. В системе может остаться воздух, который впоследствии вступает в реакцию с хладагентом и вызывает сбои в работе оборудования.Кондиционер начинает плохо охлаждать температуру в комнате. Пользователь оборудования пытается понизить температуру с помощью пульта, предпринимает попытки включения и выключения устройства. В итоге, электродвигатель сгорает и сплит-системе требуется ремонт, который стоит совсем недешево.Если кондиционер находится на гарантийном обслуживании, при сбоях в ее работе будет произведена экспертиза оборудования, которая способна очень точно определить причину поломки. Если это заводской брак, фирма изготовитель возьмет все расходы по ремонту на себя. Если же экспертиза покажет, что оборудование использовалось при недопустимо низкой температуре, либо без существенной части фреона, дорогостоящий ремонт будет оплачивать владелец кондиционера.Поэтому решая вопрос о том, вакуумировать кондиционер самому или довериться фирме – установщику, тщательно взвесьте все «за» и «против». Если монтаж будет произведен по всем возможным правилам, пользоваться оборудованием вы будете строго по инструкции и вовремя его обслуживать, то ваш кондиционер прослужит вам верой и правдой долгие годы. Хорошей погоды вашему дому и приятного климата!